Бюджет замедлил Северный широтный ход

Экономическая модель концессии Северного широтного хода поменялась. Капитальный грант снижен с 30 млрд. руб. до 10 млрд. руб., а срок окупаемости для концессионера вырос на восемь лет — до 29 лет. При этом в модели отсутствует плата концедента Росжелдора.

Изменение этих параметров связано со стремлением сократить затраты концедента на проект. Но пока неясно, кто будет основным инвестором концессии, кроме РЖД. Вопрос должен быть решен в октябре, а в ноябре концессионную схему утвердит правительство.

По мнению экспертов, опрошенных «Коммерсантом», найти концендента на поменявшихся условиях и сроке окупаемости, возросшем до 29 лет, будет довольно сложно. Специалисты называют срок окупаемости «неадекватно большим», и указывают, что даже «для ТЭК такая инвестиция будет экономически неоправданной».

Проект СШХ обсуждается с 2006 года. Стоимость проекта — 130,5 млрд. руб. Предполагается, что в 2025 году на СШХ перейдет 20 млн. т. грузов с Транссиба, и еще 3,9 млн. т. дополнительных грузов. При этом объемы железнодорожных перевозок грузов за счет СШХ из северных регионов в порты Северо-Запада вырастут на 23,4 млн. т., а при расширении инфраструктуры на подходах к портам — на 42,4 млн. т., до 171,7 млн. т.

Основной поток грузов на СШХ ожидают от НОВАТЭКа, Роспана», «Геотрансгаза», а также с Новоуренгойского газохимического комплекса, который еще даже не построен.