Информационно-аналитический обзор по проекту реконструкции БАМа и Транссиба

Мост на Сахалин окупится за 26 лет

Период окупаемости проекта моста на Сахалин, по данным ОАО «РЖД», составит 26 лет. В компании ведут доработку параметров строительства мостового перехода. Расчёт экономической эффективности проекта производился в увязке с проектом по развитию Восточного полигона. Согласно полученным данным, окупаемость инвестиционных вложений РЖД может быть достигнута за 26 лет эксплуатации.

Проект строительства моста на Сахалин рассматривается компанией в контексте более широкого проекта развития Восточного полигона сети железных дорог, сообщил представитель РЖД. После реализации этого проекта к 2025 году через БАМ и Транссиб можно будет перевозить до 195 млн тонн угля в год в направлении портов Дальнего Востока. До 30 млн тонн из этого объёма могут быть перевезены в направлении Сахалина, что позволит снизить нагрузку на материковые порты.

Работа ведётся с учетом планов грузоотправителей по развитию производственных мощностей и увеличению объёмов грузооборота со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, сообщили в РЖД.

***

«Почта России» запустила транзит японской почты по Транссибу

ФГУП «Почта России» приняла на границе и погрузила в почтовый поезд Владивосток-Москва первые три контейнера японской транзитной почты, адресованной получателям в Европе, сообщает предприятие.

«Общий вес почтовых отправлений составил 8,3 тонны. Почтовые отправления предназначены для получателей 13 европейских стран, в том числе: Италия, Швейцария, Польша, Чехия, Австрия», — говорится в сообщении компании.

Почта доставлена из Японии во Владивосток грузовым судном. Груз пересек границу в месте международного почтового обмена (ММПО) Владивосток. До Москвы ее за 8 суток по Транссибирской магистрали доставит почтовый поезд Владивосток-Москва, после чего груз отправится к адресатам в европейских странах. Средний срок доставки почты из Владивостока до передачи почтовому оператору в стране назначения составит 11-15 дней. Доставка почты из Японии в Европу по морю занимает обычно 2-3 месяца, транссибирский маршрут должен сократить время доставки в 2 раза.

**

"Один пояс, один путь" станет альтернативой модели мирового порядка Запада

Концепция «Один пояс, один путь» является одной важнейших интеграционных инициатив Китая. Кроме того, она созвучна с интеграционными усилиями России на евразийском пространстве в рамках ЕАЭС. Сопряжение этих проектов говорит о том, что Москва и Пекин выстраивают новые формы мирового порядка, альтернативные подходам Запада.

Замдиректора института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев называет российское участие в проекте нового Шелкового пути прагматичным.

«На первом этапе, когда инициатива Пекина только появилась, не совсем было понятно, как реагировать. Некоторые эксперты осторожничали, предрекая удар по российским позициям в Центральной Азии, но позже все вопросы снял подписанный лидерами России и Китая документ о сопряжении Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и «Экономического пояса Шелкового пути».

С этого момента мы придерживаемся позитивного взгляда на перспективы проекта. Особенно с учетом того, что китайские партнеры готовы участвовать в модернизации и на российской территории, модернизируя БАМ и Транссиб. Планы осуществлять инвестиции в инфраструктуру, а также в развитие промышленной и финансовой кооперации говорит о том, что «Один пояс один путь» проект комплексный, где очень велико значение транспортной составляющей», - объясняет Андрей Карнеев.

***

Новые порты в Приморье позволят принять растущие объемы грузов с Транссиба

Строительство новых портовых мощностей, которое ведется в Приморском крае, сможет обеспечить перегрузку перспективных объемов грузов, которые появятся с модернизацией Транссибирской магистрали, сообщил в интервью ТАСС врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко.

"У нас сегодня территории позволяют расширять существующие портовые мощности, закладывать новые порты нет необходимости, так как уже идет строительство порта Веры, Суходола, Севера, будут расширяться Славянка и Зарубино. Этих мощностей будет достаточно, чтобы загрузить железную дорогу даже после ее модернизации и увеличения пропускной мощности", - сказал глава Приморья.

По его словам, график загрузки портовых мощностей говорит сегодня о том, что край уже находится на пределе своих возможностей по перевалке и перегрузке. Именно поэтому началось обновление инфраструктуры впрок. Приморье увеличивает портовые мощности, давая возможность предприятиям пользоваться этим и наращивать свои объемы погрузки. Стоимость текущих проектов по строительству и модернизации портов, по словам Тарасенко, варьируется и измеряется сотнями млрд рублей по каждому проекту.

***

FESCO и Toyo Trans договорились об увеличении перевозок по Транссибу

Транспортная группа FESCO и японская компания Toyo Trans Inc. подписали соглашение о намерениях, направленное на увеличение объемов перевозок грузов из Японии в европейскую часть России через Владивостокский морской торговый порт (входит в группу FESCO) по Транссибирской магистрали. Документ подписали президент FESCO Александр Исурин и президент Toyo Trans Inc. Исао Такахаси в рамках Восточного экономического форума.

В рамках соглашения стороны также намерены изучить возможность развития транзитных перевозок из Японии в Европу через порты Дальнего Востока.

Сегодня через Дальний Восток в Россию идет 50% всего объема контейнерного экспорта из Японии, при этом срок доставки в Москву ускоренным сервисом Hayamichi, запущенным в июне 2018 года, составляет 15-20 суток в зависимости от порта отправки, в то время как маршрутом через Суэцкий канал – порядка 50 суток.

***

Второй Северомуйский тоннель принесет пользу добывающим предприятиям Бурятии

Второй Северомуйский тоннель, возможность строительства которого рассматривается РЖД, может принести пользу добывающим предприятиям Бурятии и экономике республики, сказал в интервью ТАСС в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ) глава региона Алексей Цыденов.

"Вопрос развития восточного полигона для нас актуален, для нас важно наличие запаса пропускной способности, которую может обеспечить второй Северомуйский тоннель. Если у нас увеличатся объемы добычи на Тугнуйском угольном разрезе [принадлежит компании "СУЭК"], Никольском месторождении, где в 2019 году мы на 7 млн тонн должны выйти, тогда важно, чтобы [у добывающих компаний] была возможность выехать. Наши ресурсы тогда получат возможность выходить на мировой рынок", - сказал Цыденов.

По мнению главы республики, широкие возможности с увеличением пропускной способности на БАМе может получить новый инвестор на севере региона на крупнейшее месторождение калийных удобрений. "Важно, чтобы они смогли выехать в свой пик производства до 2 млн тонн в год", - добавил Цыденов.

***

Lorus SCM может переключить импорт до 120 тыс. авто на Владивосток вместо Санкт-Петербурга

Логистическая компания Lorus SCM владельца автоконцерна Sollers Вадима Швецова готова при поддержке РЖД переключить импорт до 120 тыс. автомобилей в Россию на Владивосток вместо Санкт-Петербурга. Об этом на полях Восточного экономического форума сообщил журналистам Вадим Швецов.

В свою очередь, структуры Вадима Швецова рассчитывают стать бенефициарами такого перетока. Он добавил, что такие логистические решения уже повышают скорость доставки до конечных клиентов. К примеру, Mazda доставляет машины из Японии до конечного дилера в Краснодаре за 30 дней вместо 78 дней, как было раньше.

***

Транспортные коридоры России востребованы в мире

В мире идет процесс формирования международных транспортных коридоров, что одновременно есть и вызов, и шанс для Дальнего Востока России, заявила заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Марина Дедюшко, выступая на Восточном экономическом форуме во Владивостоке.

По ее словам, у Дальнего Востока уже есть транспортные коридоры Транссиб, «Приморье — 1», БАМ, «Приморье — 2», Северный морской путь, и задача состоит в том, чтобы постараться их интегрировать в международную систему транспортной логистики, создавая при этом новые.

Такие важные проекты, как «Приморье — 1» и «Приморье — 2», а также вышеуказанные поддержаны правительствами целого ряда стран, что говорит об их востребованности. При этом нужно понимать, что важна здесь не столько сама инфраструктура, сколько ее совокупность с особыми таможенными режимами, что позволяет объединить коридоры в единое международное таможенное и экономическое пространство.

***

РЖД до конца года повысят маршрутную скорость контейнерных поездов до 1150 км/сут

РЖД планируют до конца 2018 года увеличить маршрутную скорость контейнерных поездов до 1150 км/сут. Об этом на сессии "Транспортные коридоры на Востоке России: новые конкурентные преимущества для АТР" в рамках ВЭФ-2018 заявил директор РЖД по коммерческой деятельности Алексей Шило.

"Совместно с японскими партнерами мы проводим тестовые отправки. Мы показали неплохой результат с точки зрения скорости продвижения этих грузов, - отметил Алексей Шило. - Гарантированная маршрутная скорость контейнерных поездов - не менее 1 тыс. км/сут., целевой параметр до конца текущего года - 1,15 тыс. км".

При этом, как отмечает издание, президент России Владимир Путин поставил задачу до 2025 года обеспечивать транзит от восточных до западных границ страны за семь суток, что соответствует маршрутной скорости 1,4 тыс. км/сут.

Япония в свою очередь также отмечает реальное улучшение качества перевозок по Транссибу.

***

Объем железнодорожных перевозок в России должен увеличиться в 4 раза

В предстоящие шесть лет объём транзитных перевозок контейнеров по железной дороге должен увеличиться в четыре раза, а время в пути с Дальнего Востока до западной границы России – сократиться до семи дней. Грузопоток Северного морского пути должен вырасти до 80 миллионов тонн в год. Об этих и других логистических возможностях макрорегиона рассказал Владимир Путин во время пленарного заседания четвертого Восточного экономического форума, сообщает ЕНВ.

Российский президент считает, что в ближайшие годы Дальний Восток в полной мере реализует свой логистический потенциал. Так, в первую очередь речь идет о масштабной модернизации БАМа и Транссиба, развитии дальневосточных портов и Северного морского пути. Все это должно усилить транспортную связанность стран Северо-Восточной Азии и Европы. В этом, в частности, российская сторона видит логистическую миссию региона.

***

Новак анонсировал расширение БАМа на ВЭФ

Глава Минэнерго Александр Новак анонсировал расширение Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Политик озвучил план развития энергетической отрасли на Дальнем Востоке.

«Мы будем расширять строительство БАМа, Траннсиба и портовой инфраструктуры», — пояснил министр.

Ожидается, что поставки угля будут удвоены в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Видит Новак преимущество и в увеличении поставок сжиженного газа.

«Мы планируем увеличить объемы поставок сжиженного газа, которые могут достичь порядка 90 млн тонн», — добавил глава Минэнерго.

***

ФСК планирует направить на проекты в ДФО не менее 37,5 млрд рублей

Федеральная сетевая компания до 2020 года планирует направить на реализацию проектов на Дальнем Востоке не менее 37,5 миллиарда рублей, а при утверждении корректировки инвестпрограммы на 10-15 миллиарда рублей больше, сообщил журналистам председатель правления ФСК Андрей Муров на полях ВЭФ-2018.

"В 2018 году инвестируем свыше 14 миллиардов рублей, до 2020 года включительно планируется направить на реализацию дальневосточных проектов не менее 37,5 миллиарда рублей, если будет утверждена корректировка инвестпрограммы, то на 10-15 миллиарда рублей больше", — сказал Муров.

По его словам, компания продвинулась по развитию энергетической инфраструктуры в зонах БАМа и Транссиба. В 2018 году ФСК завершит строительство линии электропередачи 220 кВ "Комсомольская – Селихино – Ванино" протяженностью около 390 километров, также в 2018 году в Восточной Сибири начата реализация проекта строительства подстанции 220 кВ "Сухой Лог" с отходящими линиями.

"Всего в стадии строительства восемь объектов электроснабжения БАМ и Транссиба, среди которых подстанция 500 кВ "Усть-Кут" и ряд линий электропередачи», — сказал Муров.

***

Белоусов призвал угольщиков делиться сверхдоходами от расширения БАМа

Поделиться своими доходами, по мнению Белоусова, должны 5-6 компаний, которые выиграют от увеличения угольных перевозок по Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссибу на Дальний Восток, среди них – СУЭК и «Мечел». Чиновник призвал заключить с ними соглашение об инвестировании части экспортного дохода в регионы, через которые проходят эти пути.

Было бы «очень правильно», если выгоду от этого получат и российские регионы, через которые будет идти этот экспорт, считает чиновник. «В противном случае дальневосточные регионы получат больше проблем от этой инвестиционной программы, там все углем загадят, извините за это слово, экологическая нагрузка возрастет, а доходы будут формироваться в другом месте», — сказал Белоусов во время заседания Госсовета, посвященного социально-экономическому развитию Дальнего Востока.

***

РЖД инвестирует 2 млрд рублей в модернизацию 35 вокзалов на БАМе и Транссибе

ОАО «РЖД» в 2018 году инвестирует более 2 млрд рублей в работы по реконструкции, капитальному и текущему ремонтам вокзалов Сибири и Дальнего Востока, сообщает пресс-центр холдинга. В том числе на эти средства на 32 вокзалах будет проведена реконструкция, техническое перевооружение и адаптация для маломобильных пассажиров, а также капитальный ремонт 3 вокзальных комплексов.

***

Япония с интересом смотрит на проект строительства Сахалинского моста

Возможность строительства моста между Сахалином и Японией не исключена, эксперты должны изучить рентабельность такого проекта, заявил премьер-министр Японии Синдзо Абэ.

"Что касается этого проекта, соединения железнодорожным переходом материковой части России, и Сахалина, а потом, может быть и до Японии — для этого необходимо, прежде всего, экспертам тщательно изучить технические возможности экономической рентабельности", — сказал Абэ на пленарном заседании Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке.

Он отметил, что России и Японии необходимо "шаг за шагом продвигать совместные проекты".

***

Транссиб соединится с железными дорогами Южной и Северной Корей

О налаживании взаимоотношений и о совместной работе над транскорейской железной дорогой заявили профильные замы министров КНДР и Республики Корея.

«В настоящее время наша страна выполняет работы по объединению железных дорог, и я также участвую в этом процессе. Отношения между Северной и Южной Кореей претерпевают изменения, это исторически важный момент, и я очень рад, что отношения развиваются именно в таком векторе», — заявил заместитель министра инфраструктуры и транспорта Республики Корея Ким Чжон Рель.

Важность соединения корейских дорог также отметил заместитель министра железных дорог КНДР Ким Юн Хек: «В настоящее время мы нацелены на полное соединение железных дорог Северной Кореи и Южной Кореи, это является принципиально важным проектом, и необходимо предоставить максимально возможные условия, чтобы этот проект в конечном итоге был реализован».

Вместе с тем, Ким Юн Хек особо отметил важность взаимодействия с Россией. «Объединение северокорейской железной дороги и российского Транссиба является одним из основных проектов, значимых для развития нашей страны... Этот проект предусматривает взаимодействие с Москвой» — заявил он, касаясь вопроса о строительстве.

***

Транзитный грузооборот по Транссибу через пять лет планируется увеличить до 180 млн тонн

Объем перевозок по Транссибирской магистрали в 2018 году вырос на 60 млн тонн - до 120 млн тонн, а в следующие пять лет увеличится до 180 млн тонн, сообщил первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Александр Мишарин на российско-японской сессии в рамках IV Восточного экономического форума.

По его словам, объемы транзитных перевозок между европейской частью континента и странами АТР ежегодно растут, в частности объем перевозок на японском направлении за пять лет выросл на 50%. Рост за прошлый год составил 9%. При этом оборот контейнерных перевозок за пять лет вырос на 70% - до 65 тыс. TEUs в 2017 году.