Информационно-аналитический обзор по проекту реконструкции БАМа и Транссиба

Каменный уголь занял более 60% в структуре грузовых перевозок по Транссибу в 2017 году

В минувшем году по Транссибирскому маршруту (ТСМ) было перевезено 85,8 млн т каменного угля, что составило 63% от совокупного грузопотока размером в 136,2 млн т. Такие данные приводятся в материалах ежегодного обзора Координационного совета по транссибирским перевозкам, посвященного анализу ТСМ.

Объем перевозки лесных грузов по итогам минувшего года составил 19 млн т (14% от общего объема), нефтяных грузов – 9,5 млн т (7%), черных металлов – 6,8 млн т (5%), руды – 4 млн т (3%). Доля бумаги, химикатов (сода), а также химических и минеральных удобрений составила по 3,9 млн т (3%).

Размер контейнерных транспортировок по ТСМ в минувшем году составил 771 тыс. TEU. В структуре перевозок по номенклатуре грузов первое место заняли лесные грузы – 138 тыс. TEU (18%), метизы – 107 тыс. TEU (14% ), бумага и химикаты – по 92,5 тыс. TEU (12%), машины и станки – 61,6 тыс. TEU (8%), цветные металлы и автомобили – по 46,2 тыс. TEU (6%), черные металлы – 23 тыс. TEU (3%).

***

Перевозки контейнеров по Транссибу за 8 месяцев 2018 года выросли на 22%

"Объемы перевозок контейнерных грузов по маршруту Китай – Европа через все пограничные переходы, включая маршрут через Казахстан, по итогам 2017 года возросли на 77% и составили более 262 тыс. контейнеров", – сообщил генеральный директор – председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозёров.

"Этот рекордный показатель будет серьезно превышен уже в текущем году. По итогам работы за 8 месяцев 2018 года по Транссибу перевезено свыше 590 тыс. контейнеров, что на 22% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом транзит вырос до 128 тыс. единиц", – отметил глава ОАО "РЖД".

По его словам, наиболее высокую динамику демонстрируют объемы перевозок в сообщении Китай – Европа. Так, "ОТЛК ЕРА" – совместная компания Казахстана, России и Беларуси – за 8 месяцев перевезла 157 тыс. контейнеров, что в 1,5 раза превышает показатели аналогичного периода 2017 года.

***

Кудрин предложил не тратить деньги резервного фонда на инфраструктуру

Глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин считает, что финансирование инфраструктурных проектов из Фонда национального благосостояния (ФНБ) необходимо прекратить. Такое мнение он высказал в своей докторской диссертации об особенностях бюджетной политики.

По мнению экономиста, средства государственного резервного фонда должны использоваться только для компенсации недополученных доходов в условиях низких цен на нефть. А снижение поступлений в казну от других источников нужно компенсировать международными заимствованиями.

Однако эксперты считают, что предлагаемая экс-министром финансов практика создаст дополнительные риски для российской экономики.

***

Железнодорожный тоннель за 7 млрд рублей пущен в Кузбассе

Новый железнодорожный тоннель введен в эксплуатацию на участке между станциями Артышта и Томусинская в Кемеровской области. «Его ввод позволит в значительной степени обеспечить возрастающие объемы вывоза угля, предъявляемого к перевозке нашими партнерами-грузоотправителями Кузбасса»,— пояснил начальник ЗСДЖ Александр Грицай.

Тоннель протяженностью 1,2 тыс. м находится на перегоне Курегеш – Карлык. Он соединяет углепогрузочные станции Кузбасса со стыковой станцией Междуреченск в обход Новокузнецкого узла, где поезда выходят на Транссиб и далее следуют в дальневосточные порты. По данным РЖД, новый тоннель позволит увеличить скорость грузовых поездов на перегоне Карлык – Курегеш с 60 до 80 км/ч. Инвестиции РЖД в проект превысили 7 млрд руб.

Строительство Томусинского тоннеля началось в сентябре 2012 года. Во временную эксплуатацию он был введен год назад.

***

Грузовладельцы и частные инвесторы получили подтверждение РЖД и Минтранса России

Грузоотправители, грузополучатели и частные инвесторы на конференции «PRO// Движение. 1520» получили подтверждение от Российских железных дорог в лице генерального директора ОАО «РЖД» Олега Белозерова и федеральных органов исполнительной власти в лице министра транспорта РФ Евгения Дитриха в том, что все планы по развитию инфраструктуры будут реализованы. В частности, были подтверждены решения по увеличению пропускной способности БАМа и Транссиба до 180 млн тонн грузов.

Кроме этого, директор по коммерческой деятельности – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексей Шило заявил о том, что ОАО «РЖД» сохраняет принятые решения по долгосрочной тарифной политике до 2025 года, и в этой перспективе тариф РЖД зафиксирован по системе инфляция минус.

***

Новая спецтехника для модернизации БАМа поступила на ВСЖД

50 новых вагонов (хоппер-дозаторов), предназначенных для перевозки щебня, балласта и прочего сыпучего груза поступили по программе обновления подвижного состава на Восточно-Сибирскую железную дорогу. Получение спецтехники позволит обеспечить нарастающую динамику ремонтно-путевых работ.

Все полученные вагоны направляются на БАМ для модернизации инфраструктуры железной дороги. Современная техника оборудована автоматическим разгрузочно-дозирующим механизмом, который превращает его в высокоэффективную путевую машину, применяемую при строительстве, реконструкции и всех видах ремонта железнодорожного пути.

***

Продолжением модернизации Восточного полигона может стать строительство транспортного перехода на Сахалин

Логическим продолжением обновления и модернизации БАМа и Транссиба может стать строительство железнодорожного моста на Сахалин, заявил глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров в рамках ХХVII Пленарного заседания международной ассоциации «Координационный совет по транссибирским перевозкам».

«Транспортный объект может открыть новые возможности для всей транспортно-логистической системы АТР», – отметил он.

Глава ОАО «РЖД» обозначил и другие стратегически приоритетные проекты: развитие подходов к портам Северо-Запада и Юга России, увеличение пропускных способностей международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Особое внимание О. Белозеров уделил проекту ВСМ «Евразия».

«Высокоскоростной грузопассажирский железнодорожный коридор «Евразия» станет не только важнейшим связующим элементом в системе транспортных коммуникаций континента, но и обеспечит непосредственное сопряжение ЕАЭС с китайским проектом Нового шелкового пути», – добавил он.

***

На ВСЖД реконструируют мост через Бирюсу

Эксперты Красноярского филиала Главгосэкспертизы России одобрили проектно-сметную документацию на реконструкцию моста через реку Бирюсу. Объект расположен на участке линии Красноярск – Тайшет ВСЖД. Проект необходим для создания условий для безопасной эксплуатации моста.

Протяженность шестипролетного металлического моста составляет 390,5 метра. Во время работ специалисты заменят пролетные строения, отремонтируют опоры. Будет заменено электрическое освещение, переходы.

На переправе обустроят боковые раздельные тротуары и убежища с перильными ограждениями, а верхней части промежуточных опор – смотровые приспособления. Попасть на них можно будет по новым лестничным сходам. Работы проводятся в рамках реализации проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей».

***

Подписана концессия на Северный широтный ход

После почти двух лет обсуждений было подписано концессионное соглашение на строительство железной дороги «Северный широтный ход» между Росжелдором и специально созданной под проект компанией «СШХ» (50,1% принадлежит управляющей компании «СШХ» Юрия Рейльяна и Виктора Пигина, остальные 49,9% — дочке РЖД «КРП-инвест»).

Весь проект предполагает строительство моста через Обь с железнодорожными подходами, железнодорожной линии Салехард – Надым и моста через Надым. Концессионер же должен обеспечить финансирование, строительство и эксплуатацию линии Обская – Салехард – Надым. Общая протяженность дороги по концессии — 353 км, ее стоимость — 113 млрд руб., следовало из материалов к проекту. Из них 50 млрд руб. пойдет на строительство моста, 61 млрд руб. — железнодорожной линии, а почти 2 млрд руб. — моста через Надым. Вся дорога с учетом строительства и реконструкции смежных участков оценивается в 236,7 млрд руб.

В итоге получается рыночная концессия, где концессионер рассчитывает на то, что предлагаемые им услуги инфраструктуры будут востребованы перевозчиком и грузоотправителями

На концессионную часть проекта выделят 12,7 млрд руб. в виде капитального гранта, еще около 97,2 млрд руб. инвесторы предполагали взять в кредит. 18,4 млрд руб. приходится на корпоративное финансирование, сами же акционеры внесут в проект капитал на 1,8 млрд руб. Если во время проектирования смета проекта увеличится более чем на 10%, этот риск инвестор разделит с государством, следовало из материалов проекта. Обещало государство подстраховать инвестора и в случае, если грузов для окупаемости дороги окажется недостаточно. Кредит проекту может предоставить ВТБ, сообщил первый зампред ВТБ Юрий Соловьев. Отбор финансирующих организаций должен состояться в ближайшее время.

***

Минтранс внес в правительство свою часть магистрального плана

Министерство транспорта РФ подало в правительство проект паспорта транспортной части плана модернизации магистральной инфраструктуры. Документ охватывает проекты на 6,35 трлн рублей. Половина - 3,03 трлн рублей - должна быть обеспечена бюджетным финансированием.

Паспорт включает девять федеральных проектов: "Европа-Западный Китай", "Морские порты России", "Северный морской путь" (СМП), "Железнодорожный транспорт и транзит", "Транспортно-логистические центры", "Коммуникации между центрами экономического роста", "Развитие региональных аэропортов и маршрутов", "Высокоскоростное железнодорожное сообщение" и "Внутренние водные пути".

Бюджет участвует неравномерно, отмечает "Ъ", указывая, что по проекту "Внутренние водные пути" будет оплачено 100% - 276,3 млрд рублей, в то время как железнодорожный транспорт, например, будет обеспечен лишь на 3% (37,7 млрд рублей).

Планируется, что к 2024 году в результате реализации проектов индекс качества транспортной инфраструктуры должен увеличиться на 14,6% к уровню 2017 года, транспортная подвижность увеличится на 15%. Ожидается рост провозной способности БАМа и Транссиба до 182 млн т. Должен заметно ускориться контейнерный транзит.

***

Завершен ремонт столетнего железнодорожного туннеля в Свердловской области

На Свердловской железной дороге завершен ремонт железнодорожного полотна в тоннеле, проложенном под отрогом горы Волчиха на главном ходу Транссиба (перегон Ревда - Решеты). Ежесуточно по нему следует более 70 пассажирских и грузовых поездов в западном направлении (на Казань, Москву), сообщает пресс-служба магистрали.

Тоннель был построен в 1917 году и представляет собой искусственное сооружение длиной 650 метров под один путь. Он проходит через Уральский хребет, разделяющий Европу и Азию: начальная и конечная точки тоннеля находятся в разных частях света.

С 16 по 18 сентября работники СвЖД провели модернизацию пути в тоннеле для пропуска современных тяжеловесных составов. В течение 72-часового «окна» (перерыва в движении поездов) была произведена отсыпка нового балласта, полностью заменена рельсошпальная решетка, а также очищены водопропускные лотки, чтобы обеспечить отвод воды из сооружения.