Выпуск такой валюты официальным регулятором станет гарантией со стороны государства

Революция финтеха ставит под сомнение такие формы денежных средств, как монеты и депозиты в коммерческих банках. Также она ставит под сомнение роль государства в предоставлении денег, заявила глава МВФ Кристин Лагард в рамках Фестиваля финансовых технологий в Сингапуре.

"Мы находимся в поворотный момент истории. Веет новый ветер, ветер цифровизации. Мы плывем в мире информации, где данные являются "новым золотом", несмотря на растущую тревогу относительно защиты конфиденциальности и кибербезопасности", - сказала Лагард. В цифровом мире спрос на наличные деньги снижается, банковские депозиты также испытывают давление со стороны денежных средств в новых формах.

Криптовалюты тоже претендуют на место в мире без наличных денег, они постоянно меняются в надежде предложить более стабильную стоимость и более быстрые и дешевые расчеты, отметила глава МВФ.

Говоря о роли центральных банков в новом денежно-кредитном пространстве, Лагард подчеркнула, что надлежащее регулирование в этой сфере необходимо, и оно должно стать основой доверия. По её мнению, центробанкам следует рассмотреть возможность выпуска цифровых валют. Эта валюта могла бы отвечать целям общественной политики, таким как: расширение доступа к финансовым услугам, безопасность и защита потребителей; обеспечение того, что частный сектор не может предоставить: конфиденциальность данных в процессе платежей.

Центральные банки должны разработать цифровую валюту таким образом, чтобы личности пользователей были быть подтверждены за счет процедур надлежащей проверки клиента, а операции регистрировались. Но при этом личности пользователей не разглашались бы третьим сторонам или органам государственного управления, если это не требуется законом.

"Поэтому когда я покупаю пиццу и пиво, супермаркет, банк и маркетологи не знали бы, кто я. Государство, возможно, тоже не знало бы, по крайней мере, по умолчанию", - добавила она.

Вместе с тем, системы борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма могли бы функционировать на втором плане. При возникновении подозрения завесу анонимности можно было бы снять и провести расследование. Такой механизм будет благоприятным для пользователей, плохим для преступников и лучшим для государства по сравнению с наличными деньгами. Безусловно, сохраняются проблемы, добавила глава МВФ.

Лагард также отметила риск, связанный с финансовой стабильностью. Цифровые валюты могут усугубить давление на банковские депозиты. Существует риск массового изъятия вкладов. Однако банки не являются пассивными наблюдателями, они могут конкурировать, предлагая более высокий процент и более совершенные услуги.

"Люди бегут снимать деньги, когда они считают, что наличные достанутся тем, кто пришел раньше, - кто раньше встаёт, тому бог подаёт. Вместо этого, цифровая валюта, поскольку ее распределять легче, чем наличные, может внушить доверие даже человеку, который остался лежать на диване! Кроме того, если вкладчики устремляются за иностранными активами, они также будут избегать цифровой валюты. Во многих странах уже есть ликвидные и безопасные активы, к которым можно устремиться, скажем, паевые фонды, инвестирующие только в государственные облигации. Поэтому вопрос о том, действительно ли цифровые валюты нарушат финансовую стабильность, остается открытым", - рассказала Лагард.

Кроме того, по её мнению, если цифровая валюта станет слишком популярной, то она может препятствовать инновациям. Она подчеркнула необходимость взаимодействия центральных банков с частным сектором.

"Хотя аргументы в пользу цифровой валюты не являются универсальными, мы должны их изучить дополнительно, серьезно, тщательно и творчески. Технологии меняются, и мы тоже должны меняться. В противном случае мы останемся последним листком на мертвой ветке, тогда как другие решили улететь с ветром", - резюмировала Лагард.