Он был храбр, отважен, умён и честен. А его убили…

Легко пригнать коня на водопой,

Но пить нельзя заставить силы никакой…

Джордж Харрисон, Дхани Харрисон

Московский живописец Алексей Мозговой явил всем нам своё новое творение в юбилейный 210-й год классика русской поэзии – картину «Лермонтов на коне».

Прекрасно, удивительно, восхитительно.

И обращаясь к небольшой по своей продолжительности жизни поэта, хочется отметить его неравнодушие к этим удивительным созданиям – коням. Которых, он не только воспел в своих поэтических и прозаических творениях, но и прекрасно отразил в графических композициях, картинах, рисунках.

Будучи большим любителем и знатоком лошадей, среди различных пород Лермонтов особенно выделял башкирскую. В апреле 1836 года в письме Елизавете Алексеевны Арсеньевой - самой знаменитой бабушке русской литературы (как окрестили её биографы поэта), которая и подарила Михаилу тройку башкирских лошадей, он пишет: «…башкирки так сносны, что чудо, до Петербурга скачу – а приеду, они и не вспотели…».

И уже, после, в своей поэме «Монго» поэт навечно оставил след о башкирских скакунах:


Садится солнце за горой,
Туман дымится над болотом,
И вот дорогой столбовой
Летят, склонившись над лукой,
Два всадника лихим намётом.

Один — высок и худощав,

Кобылу серую собрав,

То горячит нетерпеливо,

То сдержит вдруг одной рукой.

Мал и широк в плечах другой.
Храпя, мотает длинной гривой
Под ним саврасый скакунок,
Степей башкирских сын счастливый…

Богатая и любящая своего внука Арсеньева ничуть не скупилась на покупку хороших лошадей. В апреле 1836 года Лермонтов писал ей: «Лошадь у генерала я еще не купил, а уже говорил ему об этом, и он согласен». Речь шла о генерале М. Г. Хомутове и принадлежащем ему одном из лучших в лейб-гвардии гусарском полку коне Парадёре. Вскоре Лермонтов сообщил Арсеньевой: «Я на днях купил лошадь у генерала и прошу вас, если есть деньги, прислать мне 1580 рублей; лошадь славная и стоит больше, а цена эта не велика».

Всё бы и так, тихо и славно, но в 1837 году в Петербурге на Чёрной речке француз Дантес смертельно ранил Александра Пушкина. Поэт умер и, узнав об этом, Лермонтов пишет «Смерть поэта». А когда позднее, уже после похорон гения, выяснилось, что высшее общество стало оправдывать убийцу и клеветать на Александра Сергеевича, да и сам император как бы вздохнул с облегчением, корнет лейб-гвардии Гусарского полка восстал, и, изломав дюжину карандашей, явил те самые пламенные 16 строф:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов…

Николай I, прочитав их внимательно, только и произнес тогда с придыханием:

- А этот, чего доброго, заменит России Пушкина.

И Лермонтова отправляют в ссылку на Кавказ после ареста и недолгого разбирательства. Такова была воля монарха.

И новое русское поэтическое светило, каким отныне стал Михаил Юрьевич, уехал подальше «за лаврами». Так он сам об этом говорил бабушке.

Подальше от всевидящих глаз и всеслышащих ушей…

В письме своему другу Святославу Раевскому он пишет:

«С тех пор как выехал из России, поверишь ли, я находился до сих пор в беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом; изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже...». И всё бы ничего, вскоре следует перевод Лермонтова в Гродненский гусарский полк корнетом, в литературных журналах то и дело появляются его новые творения: «Демон», «Бэла», «Мцыри», «Тамань»…

Но в феврале 1840 года после ссоры с сыном французского посла Барантом поэт вызывает его на дуэль. Она состоялась на той самой Чёрной речке под Петербургом. После чего Лермонтов отправляется в свою вторую кавказскую ссылку.

Летом и осенью 1840 года поручику Тенгинского пехотного полка Лермонтову довелось участвовать в двух сражениях на речке Валерик (от чеченского - "Река смерти") с отрядами имама Шамиля.

…Народ испытанный... В штыки,
Дружнее! раздалось за нами.
Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди...

Верхом помчался на завалы
Кто не успел спрыгнуть с коня...
Ура — и смолкло. — Вон кинжалы,
В приклады! — и пошла резня…

Сражения были упорными и кровавыми. В отзыве о действиях Лермонтова в бою 11 июля отмечалось: «Офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших солдат ворвался в неприятельские завалы». За мужество, проявленное в сражении при Валерике, Лермонтов был представлен к ордену Владимира 4-й степени.

Из итогового списка награжденных вычеркнут императором Николаем I.

А спустя год в июле 1841 года Михаил Юрьевич ушёл из жизни. Был убит. Но не в бою, а на дуэли. У подножия горы Машук. В Пятигорске.

Боевой генерал, граф Павел Христофорович Граббе, командующий войсками на Кавказской линии и в Черноморье, узнав о гибели Лермонтова, сказал:

«Несчастная судьба нас, русских. Только появится между нами человек с талантом – десять пошляков преследуют его до смерти…».

Размышляя о судьбе русского гения, намедни заглянул в музей Лермонтова в Москве. Он расположен сразу за Московским Домом книги. Скромный, я даже бы сказал, тихий и уютный. Всего лишь несколько маленьких комнаток в нём. Скромные экспозиции. Есть в них рисунки и картины, написанные Михаилом Юрьевичем. На них значатся и кони, которых так обожал и любил поэт. Они безупречны.

А в его маленькой комнатке, что на втором этаже, лежит гитара. Ведь он играл на многих инструментах. Причём, великолепно.

А те слова из песни знаменитых на весь мир англичан отца Джорджа и его сына Дхани Харрисонов, я вывел в начало текста совсем не просто. Ведь у Лермонтова по преданию имеются шотландские корни. И многие исследователи его жизни и творчества продолжают это неустанно доказывать. Пусть уж будет так…

Так что прекрасная картина Алексея Мозгового с портретом русского кумира и его верного коня не просто изумительна. Она великолепна. И в этом нет никаких сомнений…

На этом можно было бы и закончить. Но вдруг слышится

Но что-то кони мне попались привередливые —
И дожить не успел, мне допеть не успеть.

Это тоже поэт, только уже нашей эпохи. Владимир Семёнович Высоцкий. Ушедший в мир иной также не ко сроку…

Эх, вы, русские поэты, что так рано от нас уходящие…

А уж, кони. Так и есть. Привередливые…

Валентин Малютин, журналист