Глава Дома Романовых не побоялась попросить прощения... за Революцию

Юбилей Революции - вполне достойный повод, а 100 лет – вполне достаточный срок для того, чтобы не только принять как данность всё уже случившееся с Россией, но и простить друг другу прошлые грехи.

С таких покаянных слов великая княгиня Мария Владимировна Романова начала сегодня свою большую пресс-конференцию в Москве, темой которой стали «Уроки Революции и национальное единение в современной России». Она была приурочена к юбилею Русской революции, которую, кстати, многие из современных Романовых уже не раз успели назвать, а значит и признать великой. Не отделяя, как это уже становится нормой, при этом либеральный Февраль от большевистского Октября.

Нет, от блюстительницы престола, как вообще-то юридически точно определяется статус Марии Владимировны, таких определений ждать, очевидно, не приходится. Да они, пожалуй, по большому счёту и не нужны. Ни русскому народу, ни самим нынешним Романовым. Зато, как видим, достаточно неожиданно великая княгиня решила заявиться на роль одной из тех, кто готов взять на себя благородное дело национального единения в современной России. Разумеется, продолжая извлекать уроки из Революции, но стараясь сделать всё возможное, чтобы противоречивые оценки событий столетней давности наконец-то перестали жёстко разделять российское общество.

Как своеобразный символ такого рода исторического примирения можно, очевидно, расценить уже тот факт, что великая княгиня при посещении Санкт-Петербурга не оставила без внимания революционный крейсер «Аврора». При этом Мария Владимировна, напомнив, что в нашей истории были тёмные и светлые страницы, а неблагодарное занятие считать, прежде всего, чужие грехи пора бы оставить в прошлом, именно на борту «Авроры», в восстановленном корабельном храме имени Святителя Николая приняла участие в молебне в память жертв Революции и Гражданской войны.

И даже день для молитвы был выбран особый – 4 ноября, День народного единства. Не так давно именно из августейшей семьи прозвучала позитивная оценка учреждения такого праздника в России, который словно бы перебрасывает некий мостик между столь далёкими друг от друга эпохами. В Москве же глава Российского императорского дома заявила: «Нужно найти мир в себе и идти с этим миром навстречу другим. Надо уметь прощать и просить прощения у других. Я прошу прощения за ту вину, которая лежит на доме Романовых из-за возникновения революции».

Мария Владимировна напомнила, что именно её дед – великий князь Кирилл Владимирович в 1922 году начал формулировать концепцию национального примирения. Напомним, что накануне Дня народного единства великая княгиня выступила с Обращением, в котором отметила, что сегодня «наряду со стремлением дать правдивую и справедливую оценку тому, что произошло с Россией в ХХ веке, иногда, к сожалению, имеют место попытки разбередить старые раны и вновь посеять в нашем народе семена противостояния.

Осмысление любого исторического этапа должно основываться не на той или иной партийной идеологии, а на системе духовных и нравственных ценностей, созданной за всё время существования всероссийской цивилизации. Если же мы искренно желаем понять причины и следствия внутренних смут и кровопролитных схваток, нам тем более необходимо сделать над собой усилие и стать выше позиции одной из сторон конфликта. Российский Императорский Дом не участвовал в братоубийственной Гражданской войне. Но он несёт свою долю вины за то, что в России свершилась Революция. И ему пришлось пройти через искупительные страдания, постигшие миллионы соотечественников».

По словам главы Дома Романовых, есть очень много сфер деятельности, которые не знают ни красных, ни белых, и в первую очередь напомнила про благотворительность. Это, по словам великой княгини, на сегодня одно из самых главных направлений, на которые современные Романовы направляют своё внимание, силы, средства и иные возможности.

«Там, где кому-то действительно нужна помощь, нет никакой нужды вспоминать о политических взглядах» - трудно не согласиться с таким программным заявлением представительницы Императорского дома. Дома бывшего или не совсем, это уж каждый вправе решать для себя сам. Великая княгиня назвала неконструктивным стремление и дальше только копаться в прошлом в поисках негатива, предложив всем вместе двинуться вперёд в поисках общего русского пути. Очевидно не случайно, отвечая на вопрос журналиста о том, хотела бы она постоянно жить в России, великая княгиня сразу, не раздумывая ответила «да»! Признав, впрочем, что при этом часто ездила бы за границу. Как видно, по делам.

Отметив, что Россия сегодня вновь оказалась в почти враждебном окружении, Мария Владимировна назвала того из российских государей, к которому относится с наибольшим уважением. По мнению великой княгини это – Александр III, во время правления которого Россию уважали и даже побаивались, но она при этом не вела ни одной войны. Впрочем, похоже, для соблюдения определённого исторического политеса, великая княгиня всё же упомянула в позитивном контексте и императрицу Екатерину Великую.

А продолжая проводить исторические параллели, Мария Владимировна не побоялась сравнить нынешний период российской истории именно с эпохой Александра III, напомнив при этом, что к России всегда на Западе относились хорошо, только когда она была или слабой, или же спасала ту же Европу. От Наполеона, от революционного шторма в середине позапрошлого века, наконец, от нацизма.

На вполне ожидаемый в таком случае вопрос о Крыме великая княгиня напомнила твёрдую позицию - и свою личную, и всего Дома Романовых, что этот полуостров всегда был и теперь является истинно русским. А разлад в отношениях с Украиной Мария Владимировна называет не более чем семейным делом, считая, что Россия, как старший брат в какой-то момент не проявила достаточную мудрость, позволив младшему «оторваться от родни». Скорее всего, лишь на какое-то время, выразила надежду великая княгиня.