Новая инициатива РСА возмутила автовладельцев

Страховщики считают, что эта мера позволит избежать мошенничества со стороны недобросовестных автоюристов. Но реально ли получить заключение эксперта и собрать все документы за это время?

Российский союз автостраховщиков продолжает вносить поправки в документ об усовершенствовании ОСАГО, который был инициирован Минфином. Первый пробный шар от РСА не прошел — тогда страховщики предлагали возможность использования бывших в употреблении запчастей без согласия на это владельца машины, которая ремонтируется.

Теперь предлагается сократить срок обращения за выплатами — до пяти дней. Такие меры, по мнению РСА, позволят пресечь отдельные случаи автомошенничества.

Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховщиков, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей: «Недобросовестные автоюристы выкупают требования у того, кто в аварию попал, и представляют, даже не информируя об этом страховщика, эти требования в суд через год, через полтора года, а по некоторым вопросам вообще нет срока давности, если причинен ущерб здоровью человека. Мы не говорим о добросовестных юристах, мы говорим о злоупотреблении правом, когда в целях наживы, даже тогда, когда уже случай завершен, у нас такие тоже есть. Когда ремонт произведен или выплата произведена, вам звонят и говорят: «Мы с них еще снимем. Вы нам только переуступите право». Так вот, по оценкам, это нам стоило, страховщикам, от 18 до 20 млрд рублей в 2017 году».

Автовладельцы недоумевают. За пять дней невозможно собрать все документы. Свою историю рассказал сотрудник Business FM Игорь Садоков:

Игорь Садоков, сотрудник Business FM: «Пять лет назад я попал в ДТП не по своей вине, разбил машину сильно. Несмотря на то, что второй участник полностью признал вину, получить выплату от страховой компании самостоятельно у меня не получилось — сначала они два месяца проводили экспертизы, потом выдали отказ. Мне повезло, что смог найти юридическую компанию, которая полностью взяла на себя судебные тяжбы, отсудила всю сумму и получила процент от страховой компенсации. Сейчас, на мой взгляд, страховые компании пытаются лишить автомобилистов шансов на справедливое разбирательство, потому что успеть за пять дней дождаться решения инспектора о причинах аварии, собрать необходимый пакет документов и убедить представителей страховой компании их принять — задача практически невыполнимая».

Если такую инициативу пропустить, то страховщики будут действовать по принципу: кто не успел, тот опоздал, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза: «Цель единственная — чтобы автовладелец не успел подобрать юристов, не успел заключить с ними договор и, соответственно, остался без квалифицированной юрпомощи и без возможности представлять свои интересы в судах. То есть это одна из мер, которая позволит страховщиках не мытьем, так катаньем, но победить юристов. У нас не юристы принимают решение, решение принимает судебное судья. Соответственно, пусть отстаивает интересы свои и страховых компаний в судебном процессе, представляя доказательства и так далее, а не обвиняя огульно целую профессию».

Сейчас автовладельцы, попавшие в ДТП, ограничены в сроках обращения в страховую, только если оформляют аварию без участия сотрудников полиции, по европротоколу. И тут зачастую страдает виновная сторона. По норме закона в течение пяти дней обе стороны должны уведомить страховую компанию об аварии.

Если пострадавшие сразу бегут к страховщику, то виновники зачастую не торопятся. И в этом случае незнание закона не освобождает от ответственности. И все понесенные расходы должен возместить именно виновник ДТП.

Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи при ДТП: «Большинство автовладельцев не знает о том, что в случае аварии они должны оповестить об этом своего страховщика. И направить извещение о ДТП. И поэтому для многих виновников аварий регрессный иск, который они получают от своей страховой компании после совершения выплат, ну, просто как снег на голову. И я убежден, что у Союза страховщиков кроме законодательной инициативы было бы в высшей степени полезно более активно заниматься, если угодно, пропагандой, просвещением водителей для того, чтобы они знали нормы действующего законодательства в области обязательного страхования».

Пока предложение дать автовладельцам пять дней на обращение за выплатами — это только инициатива, и она еще под большим вопросом. Документ находится на рассмотрении в Минфине. Сейчас срок исковой давности — три года.