Молодое поколение вместо водки пьет сидры

В России продолжается сокращение продаж алкогольных напитков. В январе–сентябре 2017 года продажи игристых вин уменьшились на 36%, водки и ликероводочных изделий — на 23%, пива — на 14%, тихих вин — на 10%. Об этом свидетельствуют данные единой межведомственной информационно-статистической системы. При этом в январе–сентябре прошлого года реализация алкоголя упала лишь на 10%. В аналитическом центре при правительстве считают, что так на рынке сказалось повышение акциза и минимальной розничной цены на крепкие напитки. Также свою роль играет изменение образа жизни россиян в пользу более здорового и появление моды на нетипичное для России спиртное — например, на сидры.

За девять месяцев 2016 года продажи алкоголя также сокращались, хотя и не такими существенными темпами. Максимальное падение наблюдалось также у слабоалкогольной продукции — 12%, у вин игристых и шампанских реализация уменьшилась на 4%, у остальных категорий падение составляло 2–3%, хотя водка и ликероводочные изделия практически не скорректировались в продажах.

Замглавы департамента экспертно-аналитических работ аналитического центра при правительстве РФ Елена Разумова рассказала, что продажи крепкого алкоголя могут снижаться из-за роста акциза в 2017 году и, как следствие, минимальных розничных и потребительских цен. По ее словам, в 2016 году на среднюю заработную плату по минимальной розничной цене в месяц можно было приобрести 98 бутылок водки емкостью 1 л. А к сентябрю 2017 года, после того как акциз и МРЦ выросли, уже только 92 бутылки емкостью 1 л. При этом спрос на водку может смещаться в сегмент крепленых вин, пива, вермутов, сказала она. По подсчетам аналитического центра, в 2010 году на ежемесячную зарплату можно было купить 117,7 литровых бутылок водки, в 2012-м — 122,2, а уже в 2013 году — 87,6. По словам эксперта, в сегменте вин происходит то же самое — при снижении реализации столовых и шампанских вин в январе–сентябре 2017 года продажи винных напитков и более дешевых плодовых вин выросли на 5 и 50% соответственно.

Елена Разумова подчеркнула, что у происходящего также могут быть другие причины. Например, снижение потребления крепкого алкоголя может свидетельствовать об уходе в теневой рынок.