На смену ширпотребу из Турции и Китая приходят подделки и контрафакт от ближайших соседей

Половина, а возможно и больше импортного продовольствия и промтоваров, поступающих в Россию из ближнего зарубежья, не отвечают ни требованиям ГОСТ, ни нормативам ЕАЭС. По оценкам Роспотребнадзора, до 55% объема импортной продукции легкой промышленности и до 40% - продовольственного импорта на российском рынке не соответствуют соответствующим техрегламентам ЕАЭС.

Таковы данные анализа ситуации в качеством и потребительской безопасностью импортируемых в Россию товаров за январь-сентябрь 2017 года. При этом объемы прямого экспорта в РФ продукции тех же отраслей и её реэкспорта через страны ЕАЭС продолжают расти. Причем, по оценкам ФТС и Роспотребназдора, реальный объем импорта в РФ товаров легпрома и пищепрома (в т.ч. сырьевых) уже который год на треть, а то и наполовину больше официально регистрируемого импорта. Ненамного - понятное дело, в "лучшую" сторону - отличаются оценки госкомиссии по борьбе с незаконным оборотом продукции...

Но, по оценкам отраслевых, межотраслевых ассоциаций и ТПП РФ, доля контрафакта и демпинга на потребительском рынке страны превышает 60%. Всё дело в том, что такая продукция весьма "привлекательна" в первую очередь с точки зрения цены. Падение платежеспособного спроса в России сразу привело к быстрому увеличению спроса и, стало быть, потребления товаров низко- и среднеценового сегмента. Оттого и растут "потоки" товаров сомнительного качества в нашу страну.

Среди главных причин обозначенных трендов эксперты ФТС, Роспотребнадзора и отраслевых/межотраслевых ассоциаций и упомянутой госкомиссии выделяют, наряду с ценовым фактором, следующие:

Первое: система мониторинга на потребительском рынке уже который год «разбросана» по разным ведомствам (Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции, региональные санэпидстанции…). Наделённым, к тому же, ограниченными полномочиями по изъятию контрафакта и мерам воздействия на его производителей и сбытовиков.

Второе: практически все товары массового и немассового спроса с начала 1990-х не подлежат в РФ обязательной стандартизации/сертификации: применяется так называемая «добровольная» стандартизация/сертификация продукции самим её производителями или поставщиками. Таких требований к производителям из ближнего зарубежья мы предъявить, разумеется не можем.

Третье: в стране поныне работают лишь считанные государственные лаборатории, позволяющие достоверно определить подлинность, качество и безопасность продукции. Зато расплодилось множество «коммерческих» лабораторий подобного профиля (регистрируемых, в основном, как предприятия малого бизнеса) выдающих, что называется, заказные результаты экспертиз.

Четвертое: "рекордные" темпы создания зон свободной торговли России с участием всё большего количества стран дальнего и ближнего зарубежья пока не сопровождаются формированием межгосударственной системы мер по выявлению и предотвращению контрафакта. Что связано, прежде всего, с различной нормативно-правовой базой в этой сфере в РФ и в зарубежье, в т.ч. в других странах ЕАЭС. А зарубежные страны и компании-производители/поставщики, естественно, заинтересованы побыстрее внедрить свободный торговый режим с российским рынком - одним из крупнейших потребительских в мире. Внешнеполитические же факторы препятствуют большей активности, точнее - настойчивости российской стороны в унификации профильной нормативно-правовой базы с зарубежными торговыми партнерами.

Пятое: до сих пор в ЕАЭС отсутствует межгосударственная система мониторинга продвижения товаров, что "дополняется" - без преувеличения - символическим таможенным и фито-санитарным контролем на границах между странами ЕАЭС. Плюс к тому, по сей день страны Союза не согласовали друг с другом квалификацию категорий "демпинг", "реэкспорт", "страна происхождения товара".

Дополнительно усугубляет ситуацию с реэкспортном в РФ и то, что уровень ввозных пошлин в Казахстане, Киргизии и Армении, вступивших в ВТО, почти на 15% ниже российских и минимум на 10% ниже тех, что предусмотрены Единым таможенным тарифом ЕАЭС (?!). Тем самым, облегчается ввоз продукции, особенно дешёвой, в эти страны Союза для последующего её "проникновения" в РФ.

Примечательно также, что с середины 1990-х из нормативно-законодательной базы РФ исключена категория "контрабанда"; немало пробелов - почти во всех странах экс-СССР (кроме Туркменистана) и в сфере определения объема и таможенной стоимости ввозимых-вывозимых товаров. Эти факторы, в числе вышеупомянутых, отмечались в ходе деловой программы недавней "Золотой осени-2017" и заседания (28 сентября с.г.) Экспертного совета Госдумы РФ по проблемным вопросам легпрома.

Впрочем, на означенные тренды "благоприятно" влияет и такое обстоятельство: наряду с ЕАЭС, существует с 2011 г. зона свободной торговли СНГ (ныне в ней 10 стран), в которую входят, в т.ч., все страны ЕАЭС. Поэтому ввоз в Россию демпинга и контрафакта (что зачастую - одно и то же), равно как и другие сомнительные внешнеторговые операции между 10-ю странами СНГ - с учетом выше обозначенных факторов - имеют де-факто двойной благоприятствующий режим. Тем более, что сосуществование этой зоны свободной торговли и торгово-таможенного режима ЕАЭС до сих пор не обозначено соответствующими, притом давно востребованными соглашениями/правилами (?!).

Иными словами, насыщение российского рынка контрафактом и схожими категориями товаров - прямое следствие многолетней, точнее - сохраняющейся неурегулированности межгосударственных таможенно-торговых взаимоотношений не только в ЕАЭС. Но и в рамках СНГ, уже подзабытого, но ещё существующего. С сотнями и тысячами чиновников, получающих весьма и весьма неплохие зарплаты.