Четыре года пребывания полуострова на родине - достаточный срок, чтобы всем протрезветь

Вот уже четвертый год идет не утихает поток обвинений России в «захвате» Крыма. Впрочем, если раньше объединенный Запад выступал исключительно в защиту украинских позиций, то сейчас все чаще среди западных политиков и СМИ раздаются разумные голоса в отношении событий 2014 года и их последствий. Да, речь не идет пока о 100% принятии позиции России, но, по крайней мере, все чаще проговаривается необходимость сотрудничать и отталкиваться от того, что нас объединяет, а не разделяет.

Всё большее число политиков признают, что Крым окончательно и безвозвратно стал российским регионом. Однако Запад не может пересмотреть свои взгляды «за одну ночь» и признает Крым российским только в том случае, если это будет жизненно необходимо.

Но Запад – это еще не весь мир. За прошедшие три с лишним года увеличилось и число сторонников России. Понятно, что чаще всего они руководствуется собственными интересами, прежде всего, надеждой на возвращение своих ранее отторгнутых земель.

В свое время лишились ряда своих исконных территорий КНДР и Ирак. Они поныне остаются вне пределов этих стран. Соответственно, Багдад и Пхеньян не считают Крымский референдум и воссоединение Крыма с Россией актом, неправомерным с точки зрения международного права.

Так, Чрезвычайный и Полномочный Посол Ирака в РФ Хайдар Мансур Хади на недавней пресс-конференции в Москве пояснил автору, что "российский суверенитет в Крыму и другие вопросы, связанные с этим регионом, - внутреннее дело России". Такая позиция Багдада связана, во-первых, с позицией РФ в отношении Иракского Курдистана (Северного Ирака), точнее – с поддержкой СССР – Россией иракского суверенитета в этом регионе и, соответственно, административно-территориальной целостности Ирака.

Во-вторых, ещё в первой половине 1920-х от Ирака, под давлением со стороны Великобритании (под протекторатом которой, напомним, Ирак находился до середины 1930-х г.г.) был отделён район на стыке его границ с Кувейтом и Саудовской Аравией. До сих пор этот район (7 тыс. кв. км) именуется "Нейтральной зоной". Именно здесь в 1920-е г.г. были разведаны крупные запасы нефти, которые и поныне не осваиваются.

С начала 1940-х Багдад периодически ставит вопрос о статусе этой территории, в период правления Саддама Хусейна Ирак неоднократно инициировал обсуждение в ООН этой проблемы, но всякий раз оно блокировалось Эр-Риядом, Лондоном и Вашингтоном.

С учетом означенных факторов, Ирак воздержался при голосовании в ООН (март 2014 г.) относительно неправомерности воссоединения Крыма с Россией.

Схожие причины обусловили и недавнее северокорейское признание суверенитета РФ в Крыму. В середине октября с.г. МИД КНДР уведомил российскую сторону, что Северная Корея считает этот регион исконно российской территорией. А посольство РФ в этой стране уточнило, что "КНДР официально обозначила свою позицию по данному вопросу при голосовании в ООН в марте 2014 г., отказавшись голосовать против реинтеграции Крыма в состав России". Кроме того, аналогичным образом в Пхеньяне неизменно относятся к вопросу о принадлежности Южно-курильских островов.

Напомним, что Япония традиционно отказывается от переговоров с КНДР и Южной Кореей по статусу островов Токто (яп. Такэсима), расположенных в Японском море невдалеке от межкорейской демаркационной линии.

В отличие от жесткой позиции Пхеньяна по данному вопросу, Южная Корея хоть и периодически осуждает японские притязания на Токто и проводит – как и КНДР – военные маневры вблизи этих островов, но Сеул с Токио остаются военно-политическими союзниками. Кроме того, и Япония, и Южная Корея – давние военно-политические союзники США, разместивших в этих странах с конца 1940-х многочисленные военные базы. А нацелены они, как известно, не только на Северную Корею, но также на Россию и КНР. Поэтому в рамках ООН южнокорейская сторона предпочитает не поднимать вопрос статуса островов Токто и, соответственно, не реагировать на инициативы Пхеньяна по обсуждению "островного" вопроса в ООН.

Эти острова ещё в 1905 г. Япония включила в состав префектуры Симанэ, тем самым, еще за несколько лет до аннексии Кореи подтвердив свое намерение установить суверенитет над ними. В 1910 году Япония оккупировала острова, как и всю Корею. Сан-Францисский мирный договор с Японией (1951 г.) закрепил отказ Токио от всех территорий, захваченных во время Второй мировой войны и в предвоенный период, но чёткая граница между Корейским полуостровом и Японией не была обозначена. А последующие военно-политические соглашения Японии и Южной Кореи обходили и обходят вопрос государственной принадлежности Токто.

Характерно, что выходящий на русском языке северокорейский журнал «Корея сегодня» еще в N3 за 1972 г. клеймил позором «двуличную политику южнокорейской клики в отношении исконно корейских Токто". Отмечалось также, что Сеул, на словах осуждая притязания реваншистской Японии на Токто, отказывается от координации с КНДР действий в данном вопросе».

Владение этими островами позволяет контролировать основные морские маршруты через Японское море. А на шельфе Токто ещё в 1960-х были разведаны крупные запасы нефти и природного газа. Так что японские притязания имеют геополитическую и экономическую подоплеку.

Заметим также, что КНДР – в отличие от Южной Кореи – однозначно отвергает претензии Токио и на принадлежавшие Японии в 1895-1945 гг. острова Дяоюйдао (яп. Сенкаку), расположенные в центре Восточно-Китайского моря и являющиеся китайскими, хотя их принадлежность Китаю тоже не была чётко обозначена в том же Сан-Францисском Договоре. Тем самым Пхеньян поддерживает одинаково жесткую позицию КНР и Тайваня в данном вопросе. Кстати, на шельфе этих островов в середине 1970-х были разведаны крупные запасы газа...

Что касается Крыма, то следует помнить, что международно-правовое признание СССР растянулось на два десятилетия между двумя мировыми войнами, полностью перевернувшими картину мира. Советский Союз выстоял. То же самое и сейчас — рано или поздно Крым признают, но это зависит от скорости перемен в мире.