В НАТО уже почти не скрывают готовности противостоять России и ОДКБ в центрально-азиатском регионе

США, как лидер НАТО, не скрывает готовности противостоять России и ОДКБ в регионе

На старте 2018 г. США широко разрекламировали формат нового партнерства со странами Центральной Азии и Афганистаном ("5+1"), подкрепив это готовностью перейти на "особый" характер взаимоотношений с Казахстаном Похоже, после визита в Вашингтон Нурсултана Назарбаева речь идёт, прежде всего, о военно-политическом укреплении США в обширном регионе - от Астаны до границ Афганистана с Пакистаном, Ираном и Китаем.

Стоит ли удивляться, что в последнее время обостряются афгано-пакистанские взаимоотношения, где у оппонентов давние территориальные претензии друг к другу. На повестке дня сейчас и планы Китая занять в ближайшие 2-3 месяца приграничный афганский район в Бадахшане, что оправдывается активными действиями ИГИЛ и талибов в этом районе.

В совокупности всё это, по мнению ряда экспертов, может стать новым предлогом для полномасштабной НАТОвской оккупации Афганистана. При этом блок НАТО фактически отвергает участие соседних с Афганистаном Индии и Ирана в посредничестве для урегулирования ситуации в стране. Вдобавок, как сообщил автору посол Туниса в РФ Мохаммед Шихи (22 января с.г.), в Афганистан «всё активнее проникают террористы из Сирии, Ливии и Йемена. Это интернационализирует афганские проблемы и может превратить Афганистан в главный плацдарм экстремизма и терроризма».

По мнению канадского политолога Арно Румьена, "Вашингтон, учитывая свои прошлые ошибки в Центральной Азии (прежде всего, это вынужденная эвакуация военной базы США из узбекского Ханабада. - Прим. А.Б.), стремится создать впечатление, что "новая" американская активность в регионе «5+1» не направлена против России. Но в действительности, США стремятся ограничить если не присутствие, то, во всяком случае, влияние РФ и, соответственно, ОДКБ в этом регионе. А также сдерживать и экспансию Китая в регионе».

С такими оценками трудно не согласиться. Тем более что активизация отношений США со странами региона, в большинстве - членами ОДКБ, происходит на фоне ужесточения американских санкций против России. Однако официально пока ни одна из стран ОДКБ не выступила с осуждением такой политики или, хотя бы, с предложением посредничества для развязки, скажем так, всё более тугого узла во взаимоотношениях России с США.

Весьма характерен, в этой связи, материал в "Wall Street Journal" с многозначительным заголовком "Что происходит с Казахстаном?" (17 января 2017 г.):"...Вашингтон поддерживает партнерские отношения с Казахстаном, ибо он является наиболее безопасной и стабильной страной в Центральной Азии». А в эпилоге подчеркивается: «…Д.Трамп пытается сотрудничать с Казахстаном в тех вопросах, которые имеют отношение к обороне Соединенных Штатов, а не просто заниматься бизнесом».

Обращает на себя внимание и одновременно возросшая активность США в отношении послекаримовского Узбекистана. В расчёте на некое согласие Ташкента с усилением военно-политических позиций Вашингтоне в ЦА и Афганистане.

Этот вектор подробно освещает «Азия таймс» (Гонконг, 25 декабря 2017 г.): «…19 декабря Трамп позвонил Шавкату Мирзиёеву «для обсуждения региональной безопасности». В отчете Белого дома сказано, что Трамп и Мирзиёев «обсудили роль Узбекистана в Центральной Азии, включая поддержку региональной стратегии президента Трампа и усилий США в Афганистане». Этот телефонный звонок знаменует значительную увертюру в политике Вашингтона в регионе. Очевидно, предпринимаются серьезные усилия наладить афгано-узбекское стратегическое партнерство под контролем США».

Опять же, новая стратегия национальной безопасности 2017, представленная Трампом, указывает, по данным той же публикации, что «…мы (США) стремимся к сотрудничеству с государствами Центральной Азии, которые устойчивы к господству конкурирующих держав». Стоит ли сомневаться, что имеются в виду Россия и Китай. При этом, по оценке Вашингтона, «новое руководство Мирзиёева будет восприимчиво к данной позиции».

Что же касается самого Афганистана, США планируют, судя по официальным заявлениям Вашингтона, сугубо силовую «разборку» с талибами и ИГИЛ, хотя, как уже отмечала Сводка+ в середине декабря 2017-го, активных боевых действий с ними войска НАТО не ведут. Военные же столкновения талибов с ИГИЛ и их обоих с правительственными войсками с середины января идут уже в 10-20 км от границ со странами Центральной Азии. В контексте такой политики США, для американцев всё более востребовано восстановление их военной базы в узбекском Ханабаде. Ибо отсюда легче «дирижировать» действиями экстремистов в Центральной Азии, проникающих в этот регион из Афганистана.

Тем временем, 21 января «The Washington post» сообщила, со ссылкой на Пентагон, что до конца весны войска США в Афганистане увеличатся минимум на 1 тыс. солдат и офицеров. Хотя другие СМИ США недавно сообщали, что Д. Трамп принял решение дополнительно направить в Афганистан 4 тыс. военнослужащих до конца первого полугодия 2018 г.По состоянию на 30 сентября 2017 г. в стране находились, по официальным данным Пентагона, 15282 американских солдат и офицеров.

Похоже, итоговая схема такова: войска США-НАТО всё активнее толкают ИГИЛ и талибов на то, чтобы испытать на прочность границы этих стран и перейти их. Хотя бы потому, что в ОДКБ из этих стран – только Таджикистан; Туркменистан по-прежнему «играет» в нейтралитет, а с Узбекистаном США разыгрывают, повторим, сценарий своего военного «возвращения».

Поэтому не исключено, что искусное нагнетание конфликтов на афгано-узбекской границе рассчитано на то, чтобы Ташкент предложил Пентагону восстановить военную базу США в Ханабаде. А там, глядишь, и Ашхабад «созреет»…

Алексей Балиев