Россельхознадзор подозревает, что белорусы доят коровок из соседних стран

Россельхознадзор решил с 26 февраля ограничить ввоз в РФ молока, сливок и сыворотки из Белоруссии, объяснив это «продолжающимся поступлением небезопасной молочной продукции» из этой республики. В Минске в ответ заявили, что не понимают причин такого решения и удивлены масштабом запрета. Эксперты связывают меры России с намерением поддержать отечественного производителя. Однако если он продлится долго, то цены на молоко взлетят.

Сказано: не пускать

Россельхознадзор в четверг официально заявил, что с 26-го февраля ограничит ввоз некоторых видов белорусских молочных продуктов в Россию. Это решение, отмечается в сообщении ведомства, связано «с продолжающимся поступлением небезопасной молочной продукции из Республики Беларусь в Российскую Федерацию».

В ответ белорусские власти высказали недоумение.

«Причины закрытия [возможности экспорта в РФ] неизвестны. Не понимаем, что произошло. Как можно ввести запрет на всю страну, ведь есть [определенные – ред.] международные процедуры», — сказал заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Леонид Маринич в беседе с РИА «Новости».

Позже он уточнил, что по телефону между сторонами была достигнута договоренность «о встрече и проведении консультаций в Москве 26 февраля».

В Россельхознадзоре «Газете.Ru» получить официальное подтверждение намеченных консультаций оперативно не удалось. Представитель ведомства сказал «Интерфаксу», что «пока запрет не введен, консультации не планируются». «После 26 февраля готовы обсуждать эту проблему», - добавил он.

Между тем, как уточняется в официальном сообщении российского ведомства, временное эмбарго коснется «молока и сливок пастеризованных, стерилизованных и ультрапастеризованных наливом; молока и сливок сухих, концентрированных, консервированных и сгущенных; сыворотки молочной наливной, концентрированной, сухой; концентрата сывороточного и молочного белка».

Россельхознадзор подчеркивает, что ограничения сохранятся «до проведения соответствующих переговоров с ветеринарной службой Республики Беларусь и урегулирования ситуации с обеспечением безопасности белорусской продукции».

Защитить своих

Данный шаг Россельхознадзора направлен, в первую очередь, на защиту внутреннего рынка молока, полагает Вадим Семикин из Института коньюктуры аграрного рынка (ИКАР).

РФ импортирует огромные объемы сухого молока из Белоруссии. За два неполных месяца 2018 года республика дважды снизила экспортные цены на сухое обезжиренное молоко, в результате чего на российском рынке его ценовой уровень снизился до значений 2013 года. Отечественные предприятия не могут выдержать конкуренцию по цене, в итоге на складах скопились критические объемы сухого обезжиренного и цельного молока. Во многом по причине этих факторов рынок столкнулся с тем, что в январе-феврале резко упали цены на молоко-сырье, поясняет Семикин.

На складах отечественных производителей скопился большой объем российского сухого молока и концентратов, цена которого примерно на 7-10% выше белорусского, согласна гендиректор Petrova Five Consulting Марина Петрова .

Ограничение поставок позволит реализовать скопившиеся запасы и удержать цены на сырье от дальнейшего обвала, который для данного времени года не характерен, добавляет она.

В течение последних трех лет объем производства молока в России остается на уровне 30,8 млн т. Ранее глава МинсельхозаАлександр Ткачев говорил о том, что дефицит составляет около 7 млн т. При этом большая часть импорта молочной продукции приходится на белорусских производителей. По оценке Ткачева, это позволяет белорусам зарабатывать ежегодно более $3 млрд.

Молоко будет дорожать

Эксперты неоднократно отмечали, что в ближайшие годы российские производители самостоятельно закрыть потребности россиян в молоке не смогут. Чтобы наладить производство необходимых 7 млн т сырого молока, необходимо нарастить дойное поголовье, создать инфраструктуру, закупить оборудование. Ранее объем инвестиций в этот сектор руководитель проектов практики АПК АО «НЭО Центр» ЕкатеринаМихалева оценивала от 220 до 500 млрд рублей.

Такой объем капвложений и темп наращивания поголовья и надоев молока невозможно наладить за короткие сроки, поэтому еще какое-то время Россия точно будет зависеть от молочного импорта, в первую очередь от Белоруссии.

Ситуация с нынешним эмбарго никак не скажется на потребительском рынке, поскольку у нас неплохая ситуация с сырьем по ограниченным позициям, отмечает исполнительный директор «Союзмолоко» Артем Белов.

Если запрет продлится месяц-полтора, то ничего особенного не произойдет, соглашается Петрова. Тем более что многие производители говорят, что рынок сегодня не выдержит даже минимального роста потребительских цен, добавляет она.

Другое дело, если запрет продлится дольше. В этой ситуации последствия будут тяжелыми — рынок ждет как минимум 40%-й рост цен на молочные продукты и новая волна фальсификата, полагает Петрова.

Однако эксперты сходятся во мнении, что до этого не дойдет и запрет продлится недолго. Либо Россельхознадзор в уже ближайшее время ограничит запретительные меры списком конкретных заводов, оставив импорт на том уровне, чтобы и спрос на российское сухое молоко вырос, и потребители не страдали.

Представители розничной торговли полагают, что данный запрет затронет их минимально, так как в сетях в основном реализуется российская молочная продукция. Так, в компании «ДИКСИ» уточнили, что доля белорусского молока в категории пастеризованное в сети менее 1%.

Яблоки раздора

Между тем, молоко и молочная продукция не единственный проблемный пункт в структуре российского импорта из Белоруссии. В частности, 13 февраля эмбарго было введено и на ввоз белорусских яблок — ограничения коснулись продукции более 30 предприятий республики.

Но в случае с яблоками решающим моментом стало не качество, а происхождение продукции.

Ограничения были введены, когда выяснилось, что на указанных белорусских предприятиях яблок попросту нет — то есть фрукты попадали на российские прилавки с территории третьих стран, в том числе тех, в отношении которых может действовать продэмбарго. По той же причине был запрещен ввоз на территорию России груш из Сербии.

Как правило, белорусские власти и предприятия придерживаются точки зрения, что Россия просто придирается, отмечает белорусский политолог Валерий Карбалевич, однако главная причина возникающих проблем в том, что подписанные в рамках ЕАЭС и Таможенного союза документы работают плохо.

Есть давнее нежелание белоруской стороны идти навстречу Россельсхознадзору в вопросах контроля качества продукции, а также невыполнение его предписаний, говорит Петрова.

«Ощущается, что у России и Белоруссии разные стандарты и правила — это не нормально», — подчеркивает эксперт. Так, в частности, Белоруссия, как и другие члены ЕАЭС, не подключилась к продэмбарго, введенному Россией, а через ее границу в РФ проникает контрабандная продукция. «Самим этим фактом запрограммирован конфликт, отвечающий за поставки продовольствия между странами», — уверена политолог.

9 февраля Россельхознадзор также ввел ограничения на поставки колбасных изделий, произведенных рядом белорусских компаний.

Ввоз продукции был временно прекращен, поскольку в ней были выявлены остатки доксициклина. Также была обнаружена незаявленная ДНК крупного рогатого скота в готовой продукции из мяса птицы.

Ограничения распространились на ООО ИП «Инко-Фуд», усиленный лабораторный контроль был введен в отношении еще нескольких белорусских мясокомбинатов и компаний, поставляющих продукты питания на российский рынок.

На сегодняшний день Россельхознадзор применил ограничения на поставки либо установил режим усиленного лабораторного контроля в отношении более 50 белорусских продуктовых компаний.


В руководстве ЕАЭС считают нарушением запрет поставок молока из Белоруссии в Россию

Запрет поставок молочной продукции из Белоруссии в Россию противоречит нормам Евразийского экономического союза (ЕАЭС), считает министр по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Сергей Сидорский. По его словам, введение ограничений нарушает п. 175 положения о порядке проведения проверок объектов и отбора проб товаров, подлежащих ветеринарному контролю. Документ был утвержден советом ЕЭК в 2014 году. «Никто не имеет права игнорировать решение Совета комиссии»,— цитирует господина Сидорского пресс-служба посольства Белоруссии в РФ.

Как пояснил представитель ЕЭК, возможно ограничение «при ухудшении эпизоотической ситуации по особо опасным и карантинным болезням, общим для человека и животных». «В настоящее время таких оснований не имеется. У Россельхознадзора нет оснований для введения ограничений на ввоз продукции с территории всей страны»,— уточнил Сергей Сидорский.


Отборные санкции

Временные ограничения на поставки в Россию продукции, в которой выявлялось наибольшее количество нарушений, вводятся с 26 февраля 2018 года. И продлятся до проведения соответствующих переговоров с ветеринарной службой Белоруссии и урегулирования ситуации с обеспечением безопасности белорусской продукции.

Запретительные меры объясняются продолжающимся поступлением небезопасной молочной продукции из Белоруссии в Россию. Они затрагивают пастеризованное, стерилизованное и ультрапастеризованное молоко и сливки наливом; сухое, концентрированное, консервированное и сгущенное молоко и сливки. А также наливную, концентрированную и сухую молочную сыворотку, сывороточный концентрат и молочный белок.

Ранее, 20 февраля, Россельхознадзор ввел режим усиленного контроля за продукцией семи белорусских предприятий, на которых были выявлены нарушения стандартов. 22 февраля в «черный» список были добавлены еще шесть предприятия из Белоруссии, на которых были зарегистрированы ветеринарно-санитарные нарушения.

Сразу после сообщения Россельхознадзора о введении временных ограничений, Белоруссия выразила удивление тем, что под запрет попали даже предприятия, к которым никаких претензий у России нет. «Как можно ввести запрет на всю страну, ведь есть международные процедуры», — сказал РИА Новости первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Леонид Маринич.

В Россельхознадзоре это заявление Маринича назвали странным. «Мы постоянно информируем белорусскую сторону о выявляемых нарушениях. Подробная информация есть на сайте службы, в Минск регулярно направляются письма, в которых сообщается об обнаружении в белорусской продукции опасных веществ, о позиции Россельхознадзора по выявленным нарушениям, о предлагаемых мерах по нормализации торговли», — заявил в четверг представитель Россельхознадзора (цитата по «Интерфаксу»).

Две недели назад, 6 февраля 2018 года, вице-премьер Аркадий Дворковичпризвал активнее бороться с ввозом в страну санкционной молочной продукции через Белоруссию. «Мы призываем наших коллег более активно бороться с незаконными поставками через Белоруссию в Россию из других стран. Я имею ввиду Прибалтику и ряд других стран, в которых производится и поставляется молоко», — сказал он на съезде «Союзмолока» (цитата по ТАСС).

По словам вице-премьера, часть партий санкционной молочной продукции удается остановить, но часть все равно попадает на российский рынок и это отрицательно влияет на баланс производства и потребления.


В обход эмбарго

Москва подозревает, что белорусские бизнесмены пользуются продэмбарго, экспортируя в Россию подсанкционные продукты. Россельхознадзор не раз вводил запрет на экспорт самых разных продуктов из Белоруссии. В феврале 2017 года были запрещены поставки говядины и говяжьих субпродуктов из Минской области по подозрению, что через минские предприятия в Россию может поступать говядина с Украины. Год спустя — в феврале 2018 года — Россия запретила запретила ввоз в страну яблок с нескольких десятков белорусских предприятий.

В августе 2014 года правительство России во исполнение указа президента Путина и в ответ на антироссийские санкции ввело запрет на ввоз продуктов из США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. Позднее продовольственное эмбарго было распространено на Албанию, Черногорию, Исландию, Лихтенштейн и Украину. Всем этим странам было запрещено поставлять в Россию мясо крупного рогатого скота и домашней птицы, свинину и рыбу, морепродукты, молочную продукцию, сыры, колбасы, овощи и фрукты, корнеплоды и орехи.

30 июня 2017 года Путин продлил ответные санкции против западных стран до 31 декабря 2018 года.

Первые эпизоды «молочной войны» между Москвой и Минском имели место в 2009 году, когда был введен запрет на импорт белорусского молока. 15 мая 2017 года Россельхознадзор ввел режим усиленного контроля в отношении девяти белорусских предприятий, на которых были выявлены нарушения в производстве молочной продукции. Через несколько дней был введен запрет на ввоз молочной продукции с нескольких предприятий Белоруссии. Под запрет попали поставки сухого молока и сыворотки, сыра и масла с пяти белорусских предприятий. Временные ограничения тогда объяснялись обнаружением остатков антибиотиков в молочной продукции.

3 февраля 2017 года президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил МВД республики завести уголовное дело на главу Россельхознадзора Сергея Данкверта за «нанесение ущерба государству». Через несколько дней МВД Белоруссии начал доследственную проверку действий ряда сотрудников Россельхознадзора по подозрению, что они «распространяли недостоверную информацию для дискредитации белорусских производителей».