Малый театр – одно из немногих исключений в театральной Москве, где всё ещё стремятся поддерживать академическую традицию

Нужны ли современному зрителю классические постановки, и чем вообще сейчас живет это прославленное место, нам рассказала генеральный директор театра Тамара Михайлова.

Техника на грани фантастики

После глобальной реконструкции, длившейся несколько лет, театр выпустил две премьеры. Теперь Малый работает в полном режиме.

А ещё здесь недавно побывали высокие гости – президент Владимир Путин и Патриарх Кирилл. Осмотреть было что: обновленный зрительный зал, расширенное за счёт внутреннего дворика Щепкинское фойе, дополнительные два подземных этажа для технических нужд. Помимо этого, здесь поменяли технику на сцене – поставили новый поворотный круг, установили современный свет и звук. Звук 3D могут позволить себе немногие театры.

Подобной реконструкции в Малом не было с царских времен. Во многих театрах сейчас удивляют зрителей особенными техническими средствами. Некоторые театры позволили себе технику на грани фантастики: подъёмно-опускные платформы на сцене, трансформация сцены. Подобные реконструкции произошли в Геликон-опере и в «Табакерке». В Малом театре своё ноу-хау - появились видеопроекции. Благодаря этим средствам упрощается работа с декорациями. Они требуются в меньшей степени. Видеопроекции пока были опробованы только на концерте.

А вот дроны в Малом ни к чему, они больше к месту в авангардных постановках. Тамара Михайлова говорит: «Мы не считаем неправильным без меры использоватьдостижения театральных технических технологий. Это наша позиция. У кого-то она другая. Для нас важно, чтобы техническая часть не заслоняла живую игру актеров».

Молодо-зелено

Для Малого театра существует только русская драматическая психологическая школа. Тем, кому ближе современные формы, авангард, не сюда. Молодежи здесь много, как среди зрителей, так и среди актёров.

Тамара Михайлова говорит, что количество молодых зрителей в Малом больше, чем в других театрах. Художественный руководитель Юрий Соломин активно привлекает начинающих актёров в спектакли, и ждать свои роли чаще приходится старшему поколению.

Много молодых играет в таких постановках, как «Бесприданница», «Васса Железнова», «8 любящих женщин», «Горе от ума», «Дети Ванюшина»… и других. Среди режиссёров – Андрей Цисарук, поставивший спектакль «Поздняя любовь» по Островскому, Елена Оленина – «Перечитывая Чехова».

Социальная политика среди работников театра простая – здесь стараются больше зарабатывать деньги. Внебюджетные деньги идут на дополнительную оплату сотрудникам. О зрителях также не забывают. Есть билетные квоты для малообеспеченных по 100 рублей. Здесь также устраивают бесплатные концерты.

Деньги счёт любят?

Самый дорогой билет в Малом стоит 4800 рублей - на аншлаговый спектакль «Филумена Мартурано». Премьера этой постановки состоялась год назад, но она по-прежнему аншлаговая. Причина тому, вероятно, задействованные здесь актеры - Юрий Соломин и Ирина Муравьева. Цена на билеты на спектакль «Горе от ума» доходит до 4500 рублей. Удивительно, но эта постановка 2000 года остаётся по-прежнему популярной. Кассу этому спектаклю делают, как ни удивительно, Юрий Соломин и Екатерина Васильева. Подобные цены не идут ни в какое сравнение с теми, которые позволяют себе некоторые другие театры. 30 тысячами рублей за билет в наше время уже никого не удивишь. Тем не менее, в Малом не поднимают цены принципиально.

Тамара Михайлова говорит, что более высокие цены на билеты могли бы скорректировать ситуацию, сложившуюся с перекупщиками. В интернете существует несколько сайтов-дублёров Малого театра, хотя там попросту дурят потребителя. Желая купить билет на сайте, человек не может отличить истинный адрес сайта от подложного. В итоге зрители серьёзно переплачивают. Изменить ситуацию пока, увы, невозможно, никто не знает, как это сделать. Для директора существует дилемма: либо повысить цены и театр не смогут посещать те же студенты, либо мириться с потерей прибыли из-за перекупщиков.

Алло, ищем таланты!

Проблемы у театра также связаны с поиском новых интересных режиссёров и авторов современных пьес. Не стоит думать, что в Малом ставят исключительно классические произведения. Здесь, как воздух нужны талантливые, современные драматурги. Директор говорит, что таковых вообще стало ничтожно мало. А может, они все ушли в МХТ? Тамара Михайлова так не думает: в Художественном театре, по её мнению, в основном ставят переделанную, интерпретированную классику. Как нам кажется, к молодым авторам и режиссерам в московских театрах относятся ревностно. Просто, их мало и на всех не хватает.

Остаётся вечная классика. В Малом театре нашли интересный ход: поставили спектакль «Васса Железнова. Первый вариант». Написан он был Максимом Горьким ещё в 1909 году. Этот вариант отличается от более позднего тем, что там более глубоко затронута тема семьи.