Прогнозы известного политика и одного из самых успешных российских предпринимателей "первой волны" весьма неутешительны

Агентство "ФК-Новости" продолжает знакомить читателей с точкой зрения на текущее положение дел в экономике и политике первого российского биржевика и стойкого либерала. Редакция может не разделять взгляды и оценки Константина Натановича, но не вправе отказать собеседнику в смелости суждений, солидной аргументации и постоянной готовности искать ответы на "проклятые вопросы". За что мы выражаем ему отдельную благодарность.

- Константин Натанович, в своих прошлых интервью нашему агентству Вы набросали по сути революционный сценарий. И он чуть ли не катастрофичен. Особенно в нашей стране.

- Ну, это не революционный сценарий. Я бы его назвал сценарием голодных бунтов. Они начнутся, я думаю, к зиме. Сначала – в провинции, потом – всё ближе и ближе к Москве. В некоторых провинциальных районах, особенно в моногородах ситуация уже катастрофическая: у людей настолько нету денег и настолько повысились цены, что предприниматели перестают работать с этими регионами, потому что это не просто невыгодно, это бессмысленно. И люди вынуждены выезжать за продуктами питания за пределы своих районов. Всё, как при советской власти.

Конечно, все рассчитывают на революцию, так сказать, «верхушечную», которая не выведет на улицы толпы вооружённых людей, которые начнут захватывать это оружие у силовиков и тут же на улицах решать вопросы справедливости, как в Румынии. Все хотели бы, чтобы одна команда мирно и спокойно отошла от власти при гарантии сохранения жизни и, может быть, капиталов, а другая команда во главе с каким-нибудь умным и дальновидным рыночником встала бы у руля. Но надежд на это мало.

- Что сейчас происходит с российским финансовым рынком? Как Вы оцениваете действия Центробанка и правительства в сфере валютного регулирования?

- Ресурсы тают – это самый главный фактор. В политических целях некоторое время курс рубля поддерживался, но это привело к истощению Фонда национального благосостояния и всех ресурсов, о чём предупреждал ещё Гайдар в «Гибели империи». В тучные годы было дано очень много обещаний, возникло много государственных программ, обязательства по которым уже давно превышают все зарезервированные на них ресурсы.

Сейчас по существу распиливается последнее. У Центробанка катастрофический сценарий уже начался. Там ситуация такого «тришкина кафтана»: с одной стороны, можно, конечно, отпустить рубль, и доллар станет стоить, скажем, 110. Но тогда и пенсия из 200 долларов превратится в 20. Произойдёт катастрофический рост цен. Кроме того, нужно помнить, что Россия не производит современную электронику. Собрать компьютер мы можем, но для этого нужны комплектующие, а некоторые процессоры высокого уровня попали под санкции. Я недавно прочёл и ахнул: даже в банкоматах есть несколько комплектующих, которые не производятся в России, и которые в принципе попадают под санкции. Т.е., необязательно даже вводить санкции против банков – через некоторое время они просто не смогут работать.

- Госгарантии крупным корпорациям – шаг в верном направлении?

- Это очень похоже на регулирование курса доллара. Т.е., корпорациям можно продолжать помогать, а они будут продолжать делать вид, что что-то производят. Но смысла в этом никакого нет, потому что в этих условиях те же «Сухой» и «МиГ» производят то, что никто не покупает, да и производить уже не могут: там тоже требуются комплектующие, которые ввозить уже нельзя. В каких-то политических целях во время поездки на «Уралвагонзавод» можно выплатить его сотрудникам зарплату, задержанную на три месяца. Но это, так сказать, паллиативные методы решения проблемы.

- И что же делать?

- Ничего. Ситуация абсолютно безвыходная. Можно начать сейчас решать, к примеру, проблемы малого бизнеса. Но в условиях санкций он не сможет развиваться. Сначала надо решить политические проблемы, а потом уже все остальные.

А между тем, в России, по существу, уже началась гуманитарная катастрофа. При цене доллара на уровне 68-69 рублей фактически сгорает содержательная часть пенсии. Учитывая фактор катастрофического роста цен, мы увидим, что за гранью физического выживания оказалось около 20% пенсионеров.

- В группе риска только пенсионеры?

- Судя по нашему опыту 87-90 гг., когда мы занимались подобными проблемами, группа риска довольно большая. Туда попадают и многодетные семьи, и матери-одиночки. Я помню семью, которая выгнала на улицу 9 летнего мальчика, потому что его нечем было кормить. Я писал, как в 88-89 году райкомы партии нас очень сильно прессовали за то, что мы рассказывали в прессе об этих проблемах.

С Нелли Петковой мы делали передачу, организовали благотворительный марафон, я призывал брокеров на бирже помогать старикам и многодетным семьям. А нам говорили: «Это про каких там нищих и обездоленных вы говорите? Что за благотворительность такая? Это идеологическая провокация, наступление на завоевания советской власти! В нашей стране все пенсионеры получают пенсии, а необеспеченные многодетные семьи получают пособия». Я рассказал про бабушку, которая получала пенсию 6 рублей и, чтобы не умереть с голода, неделю облизывала селедку, пока мы случайно её не обнаружили.

В результате нам разрешили заниматься благотворительностью, но велели на телевидении об этом не рассказывать. С 1991 года новая демократическая власть не боялась правды, позволяла говорить об этих проблемах, позволяла решать их. С помощью международных организаций мы довольно быстро справились с гуманитарной катастрофой. Немцы, американцы, шведы, голландцы давали примерно 80% денег, продуктов и одежды.

Сейчас говорить об этом вновь стало непопулярно. Государственные СМИ – а других в России почти нет – без всякого удовольствия рассказывают о подобных проблемах гуманитарной катастрофы. И я не думаю, что нынешняя идеология Кремля позволит, как в начале 90-х, принять помощь Запада. Вероятнее всего, все усилия будут брошены не на преодоление гуманитарной катастрофы, а на то, чтобы информация о ней не доходила до граждан России и, тем более, западных стран.

Но государству будет всё труднее выплачивать зарплаты и пенсии, а у людей закончатся запасы фруктов и овощей, выращенных на приусадебных участках. К зиме эту гуманитарную катастрофу скрывать уже будет невозможно. Тарапунька и Штепсель в своё время отреагировали на мажорные сообщения об «увеличении производства яиц, масла и молока на душу населения» и попали на несколько лет в чёрный список за шутку: «Из репродуктора крупы не отсыпешь, молока не нальёшь».

- И что в этой ситуации могут делать власти?

- В связи с сокращением бюджета начнут прекращаться различные государственные программы: программы поддержки семьи, программы поддержки детей. Думаю, не удастся избежать введения карточной системы распределения продуктов, причём эта мера будет подаваться как забота о пенсионерах и бюджетниках. В 90-е пенсионеры выходили на улицы, перекрывали Ленинградское шоссе. Нынешние власти, по-моему, готовятся к возможному силовому противостоянию с протестующими. Надеюсь, что какое-то благоразумие ещё осталось в Кремле, потому что люди, доведённые до отчаяния, способны на поступки, опасные и для власти, и для них самих.