На спорные вопросы отвечают Павел Самиев, управляющий партнер НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований) и Сергей Смирнов, автоэксперт, редактор журнала «За Рулем»

- В каких случаях при возникновении споров со страховой компанией может потребоваться автоюрист?

- Средняя выплата по ОСАГО на сегодняшний день составляет 70 тысяч рублей, обычно она выплачивается в течение месяца. Если автовладелец не согласен с размером выплаты, рассчитанной страховой компанией, если его аргументов – не слышат, то он может оспорить ее решение в суде. Хождение по инстанциям – занятие хлопотное и не всегда результативное, и тут помогут автоюристы, с их помощью можно составить сначала досудебную претензию в страховую компанию, потом – исковое заявление в суд, где затем они будут представлять интересы автомобилиста. Либо, если у человека нет времени даже сходить в страховую, предъявлять машину на осмотр и так далее, то за него это сделают автоюристы по доверенности.

Требование федерального закона таково: сначала идем в страховую компанию, и если что-то не устроило, то к любым автоюристам и в суд.

- Стоит ли платить автоюристам или можно справиться самим?

- Если вы понимаете, что страховая уже не пойдет вам на встречу, а самому времени обращаться в суд нет, то, возможно, это имеет смысл. Услуги автоюристов, конечно, оплачиваются автовладельцем отдельно. Если суд примет решение в его пользу, то затраты возместит страховая компания, если же нет – то увы. Это первое. Второе: По разным данным, от 40 до 60 % автоюристов, особенно в регионах, не имеют высшего юридического образования. Тем не менее, согласно официальной статистике, примерно каждая вторая выплата по ОСАГО, прошедшая по решению суда, уходит к автоюристам. Поэтому, по большому счету, с подачей досудебной претензии и иска в суд может справиться любой желающий: информации о том, как это сделать, немало: и в Интернете, и на информационных стендах в здании суда. И третье: Хороший способ исключить споры по размеру возмещения со страховой компанией - это получить направление на ремонт, где восстановят Ваш автомобиль таким, каким он был до аварии. С точки зрения энергозатрат, это самый эффективный способ.

- Кому доверять: Как отличить автоюриста, действующего строго в рамках закона от криминального?

- Согласно последнему исследованию Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), в каждом регионе «криминальными» автоюристами являются 30 - 40 %, в некоторых регионах их доля составляет до ста процентов. Они фальсифицируют, в том числе, и сами страховые случаи, совершают подлоги документов, вводят в заблуждение автовладельцев, не выплачивают им деньги и т.п.

Хороший автоюрист, которому можно доверить представительство своих интересов, должен иметь высшее юридическое образование. Во-вторых, он должен специализироваться именно на автомобильных делах. Попросите вашего будущего юриста рассказать о его судебной практике, о числе выигранных дел. Многие выставляют такую информацию и примеры положительных судебных решений на своих сайтах. Важно, чтобы специалист сначала внимательно ознакомился с вашими документами и лишь потом выносил вердикт, является ли дело потенциально выигрышным, либо нечего и пытаться. С другой стороны, опасайтесь однозначных оценок. Порой в ходе разбирательства даже, казалось бы, самых простых случаев возникают нюансы, которые меняют мнение судьи, и опытный автоюрист об этом знает.

«Плохой» же автоюрист скажет при первом обращении, что со страховщика однозначно получится взыскать деньги, даже не ознакомившись с вашим делом. На этот счет никто не может дать стопроцентную гарантию.

Второе. Согласно федеральному законодательству, при ДТП автовладелец должен обращаться в свою страховую компанию. И уже затем, если выплата его не устроила, идти в суд. Также закон гласит: предоставление автомобиля для осмотра страховой компании является обязательным. И если автоюрист заявляет, что можно подавать обращение сразу в суд, минуя страховщика, либо что предоставление авто – необязательный шаг, то он как минимум неграмотен, как максимум – сознательно подталкивает вас к нарушению закона. И если его послушать, то страхового возмещения (неважно, по решению суда или от компании) можно так и никогда и не увидеть. «Плохого автоюриста» такой вариант развития событий не волнует: он рассчитывает получить оплату своих услуг сразу, финальное решение судьи ему «погоды не сделает», а чтобы вас успокоить, уже после того, как суд откажет, он просто посетует на несправедливое правосудие.

- Кто такие «похоронные агенты» в ОСАГО и что делать при столкновении с ними?

- Существует такой «подвид» автоюристов, который в народе уже успели прозвать «похоронными агентами». Как и представители этой печальной профессии, «авто-агенты» получают информацию о случившемся из собственных источников, приезжают к пострадавшим, зачастую находящимся в шоке и растерянности, а затем предлагают свои услуги. Прямо на месте происшествия в обмен на небольшую плату предлагают переуступить им право требования от страховой компании возмещения по ОСАГО. При этом пугают тем, что добиться выплаты от страховщиков невозможно, и что проще «рассчитаться на месте», а общение со страховой – уже их ума дело.

Такие «похоронные агенты» вовсе не выглядят как «братки» из 90-х: как правило, это хорошо одетые молодые люди, на неплохих машинах, обладающие навыками убеждения. Неопытным и/или напуганным водителям они нередко показывают документы, бумаги, доказывающие, что страховые компании занижают выплаты. Иногда представляются аварийными комиссарами. Получив согласие «клиента», они идут в суд и добиваются несуразных выплат – но, опять же, присваивают их себе.

Поэтому, если произошло ДТП и некто предлагает вам наличные прямо на месте аварии – отказывайтесь, если не хотите кормить жуликов.

- Как обезопасить себя от финансовых потерь при взаимодействии с автоюристами?

- И хороший, и плохой автоюрист попросят ее вперед. Но хороший договорится о конкретной, фиксированной сумме еще до того, как начнет вам помогать. Он также предоставит Вам официальный документ, подтверждающий получение вознаграждения.

Абывает и такое: автовладелец, попавший в ДТП, рассчитывает, к примеру, на 60 тысяч рублей, а страховая выплачивает вдвое меньше. Тогда «плохой автоюрист» говорит: «Я обеспечу получение „недостающих“ 30 тысяч, а все остальное, что суд обяжет выплатить страховщика, забираю себе». Такие слова – очень тревожный звоночек, он означает, что автоюрист ожидает большого барыша – который вообще-то мог бы быть выплачен вам. Если вы согласитесь на такие условия работы, то свои «недостающие» 30 тыс. руб. вы, может быть, и получите, но он добьется, чтобы страховая компания оплатила еще и неустойку в размере 1 % в день, 50%-ный штраф, возмещение морального вреда и стоимости услуг самого автоюриста (размер которой зависит только от его собственной фантазии). Все вместе это составляет уже не ваши 30 тысяч, а в разы больше. Но их вы не увидите, хотя пострадали именно вы, а вовсе не ваш представитель в суде.

Что же будет потом? Не исключено, что к вам придет уведомление от налоговой службе о необходимости выплаты процентов подоходного налога от полученного возмещения, причем – от всей суммы, включая и ту, что попала к автоюристу, ведь по документам суда, получателем выплаты являетесь вы.

А теперь возьмем калькулятор и считаем, исходя из того, что средняя выплата по ОСАГО в стране – 70 тыс.руб. От этой суммы отнимаем 50 %, идущую в карман автоюриста, а также 13% налога на всю сумму. Получаем 25,9 тыс. рублей – это и будет размер выплаты. Как видимо, это почти в три раза меньше, чем можно было бы получить от страховой.

- «Безопасные» и «опасные» формы взаимодействия с автоюристами

Формы взаимодействия на самом деле могут быть людями. Это и оформление нотариальной доверенности, когда со страховщиком, а, если понадобится, с судом от вашего имени будет общаться автоюрист. И даже переуступка прав требования. Единственное, на что надо обратить внимание – фиксированная, заранее оговоренная оплата. Все выплаты за минусом стоимости его услуг должны получить вы, а не ваш представитель. Если же, наоборот, это вам предлагают фиксированную сумму, а сами намерены забрать «все остальное», полезно вспомнить про поговорку о бесплатном сыре и мышеловке.

- «Карта криминальных автоюристов»: в каких регионах автовладельцам нужно «держать ухо востро?»

- Автоюристы наиболее активно проявляют в Краснодарском крае, Челябинской, Свердловской, Амурской и Ростовской областях. Эти регионы в профессиональном сообществе именуются как «токсичные». Если в среднем «криминальные» автоюристы занимают 35 до 40 % рынка, то в этих регионах они, вместе с «злоупотребляющими законодательством» автоюристами (завышающими стоимость экспертизы, ремонта ТС, стоимость посреднических услуг, но не нарушающими законодательство) занимают до 90, а то и 100 %.

При подготовке материала использовались данные Российского Союза Автостраховщиков (РСА).