Наказ Путина выполнен своеобразно: исключив управляющие компании из схемы оплаты «коммуналки», тарифы поднимут ресурсники

Госдума в окончательном чтении приняла законопроект, позволяющий жильцам многоквартирных домов заключать договоры на оплату воды и тепла напрямую с поставщиками ресурсов. Тем самым депутаты выполнили поручение президента Путина и исключили из схемы оплаты коммунальных услуг недобросовестные управляющие компании (УК). По экспертным оценкам, именно из-за противозаконных действий посредников сформировалось порядка 250 млрд рублей задолженности. То есть средства с жильцов собрали, но не перечислили ресурсникам. Впредь собственники будут сами решать, продолжать ли сотрудничать с УК или же переходить на прямые договоры. Однако сэкономить на оплате ЖКХ все равно не удастся. Поставщикам ресурсов придется поднять тарифы, так как на их плечи ляжет новое бремя. И масштаб ценового скачка будет зависеть от их аппетитов.

В законе сказано, что если управляющая компания добросовестная и вовремя перечисляет ресурсоснабжающим организациям (РСО) платежи жильцов, она по-прежнему остается участником схемы РСО—УК—потребители. Если же организация-посредник накопит задолженность и станет распоряжаться деньгами собственников квартир на свое усмотрение, не перенаправляя их на счета РСО, ресурсники или жильцы вправе отказаться от ее услуг и заключать договоры напрямую. «Граждане могут остаться в выигрыше, но не из-за снижения трат, а за счет того, что не будет злоупотреблений со стороны УК, — предположил ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. — В большинстве случаев деньги банально воровались».

К слову, в последние 3 года задолженность россиян за жилищно-коммунальные услуги растет угрожающими темпами. «В 2015 году она составила порядка 135 млрд рублей, в 2016-м уже свыше 250 млрд рублей и более 600 млрд рублей в прошлом году», — рассказал главный эксперт Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков. По оценкам экспертов, 250 млрд рублей задолженности сформировалось по вине управляющих компаний. «Это и неудивительно, при общей собираемости платежей на уровне 95% УК из своего кармана должны выплачивать недостающие 5% суммы. Отсюда и завышение тарифов и преступные схемы хищения денег», — подчеркнул наш собеседник.

«От нововведения выиграют все», — заявил после принятия законопроекта первый зампредседателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин.

Отметим, что законопроект не коснется электроэнергии и газа. Данные ресурсы уже оплачиваются напрямую по отдельным жировкам. Речь о возможности заключения прямых договоров с поставщиками воды и тепла. Но тут не выработана четкая система: не ясно, кто будет выставлять счета, а также требовать с неплательщиков погасить задолженность за пользование ресурсом. «Если исключить из действующей системы УК, данные обязанности лягут на плечи РСО», — подчеркнул заведующий кафедрой Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Евгений Богомольный.

По его словам, ресурсникам придется расширять штат сотрудников, которые будут выполнять данные функции, им, в свою очередь, придется платить заработную плату. Поставщикам ресурсов придется поднять тарифы, дабы покрыть эти расходы. Другого способа нет. Насколько вырастут платежи, экономист предположить не решился. «Все зависит от аппетитов РСО», — сказал он.

Сбор средств за жилищные и коммунальные услуги, перевод их РСО, а также выбивание задолженности с неплательщиков не были главными функциями управляющих компаний. «УК станут нести меньше ответственности за все, что связано с коммунальными услугами, но это и не является их первостепенной задачей. Основные обязанности — содержание жилого фонда, его безопасное состояние, создание нормальных условий жизни собственников квартир. Под юрисдикцию этих организаций попадают все коммуникации, их обслуживание, а также содержание придомовой территории, уборка общедомовых помещений», — подытожил эксперт.

Кстати, в Москве принимаемый законопроект уже пять лет существует в мягкой версии — в виде так называемого расщепления платежей. Как объяснили эксперты, сбор средств происходит через городскую структуру (МФЦ), деньги идут напрямую ресурсоснабжающим компаниям. При этом договоры собственники заключают через управляющую компанию. И она же — управляющая компания — принимает жалобы и работает с неплательщиками. Согласно данным эксперта по информатизации ЖКХ Владимира Рязанского, домов, перешедших на единый платежный вариант, сейчас в Москве большинство — 29–30 тысяч из 33–44 тысяч существующих.

— При вступлении закона в силу и при выборе собственниками этого способа оплаты ЖКХ им нужно будет заключить договор напрямую с ресурсопоставляющей компанией, — объяснил председатель союза жилищных организаций Москвы, член комитета ЖКХ Торгово-промышленной палаты России Константин Крохин. — Она не имеет офисов и возможностей, чтобы напрямую работать с людьми. Не исключено, что в Москве ресурсники также обратятся в МФЦ для обслуживания биллинга и заключения договоров. При этом вообще-то Жилищный кодекс давно разрешает на основании общего собрания собственников работать напрямую с поставщиками ресурсов. Странно, что никто этой возможностью выбора не пользовался.

Вырастет ли при этом или упадет плата за воду и тепло — вопрос спорный. Директор ассоциации «ЖКХ-Контроль по Москве» Вера Москвина считает, что на столичных собственниках это не скажется: сумма «коммуналки» не изменится. Другие опрошенные эксперты опасаются, что в наших платежках может появиться новая строчка: ресурсникам придется нанимать штат специалистов, которым предстоит работать напрямую с людьми. К слову, на их же плечи может лечь работа с неплательщиками. Оптимальный вариант для ресурсных организаций, по мнению экспертов, — нанять для обработки должников ту же управляющую компанию.