Схемы и маршруты поставки фальсификата становятся всё более изощрёнными

Высочайший уровень контрафактной продукции отличает в настоящее время целый ряд видов продукции на российском рынке. Правительство России уже внесло большинство из них как дополнение к списку товаров, подлежащих обязательной маркировке в течение 2019 г. В то же время, "изобретаются" всё новые схемы и маршруты ввоза в РФ контрафактных и других сфальсифицированных товаров. Они, в большинстве своем, дешёвые, что отвечает характеру потребительского спроса в РФ, стимулируя тем самым контрафактный бизнес.

По данным гендиректора международной ассоциации "Антиконтрафакт" Светланы Квасовой, "мы проводили исследования рынков бытовой химии, минеральной воды: зафиксирована серьезная доля нелегальной продукции. В частности, контрафакт на рынке минеральной воды доходит до 60%".

Производитель минеральной воды "Холдинг Аква" в 2018 году выступил с инициативой внедрения маркировки в отрасли. "Нашу инициативу поддержали в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ), и мы начали совместную работу. На наш взгляд, маркировка особенно актуальна для Северо-Кавказского рынка минеральных вод: к примеру, согласно статистике международной компании-измерителя Nielsen, контрафакт минеральной воды "Ессентуки" может превышать 70-80%", - рассказали ТАСС в пресс-службе компании. По словам представителя холдинга, активная работа с оператором маркировки ЦРПТ ведется уже почти год - сегодня идет переоборудование производственных мощностей, просчитывается стоимость маркировки.

В свою очередь, руководитель рабочей группы по маркировке и прослеживаемости Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Анна Орлова считает, что определить реальные объемы незаконного оборота практически невозможно. "Для примера: после введения маркировки меховых изделий мы увидели, что объем рынка меховых изделий в разы больше первоначальных оценок, а, соответственно масштабы незаконного оборота - тоже".

В компании Unilever, которая занимается производством пищевых продуктов и товаров бытовой химии, подчеркнули важность обсуждения таких вопросов с бизнесом. Тем более что "развитие нескольких параллельных систем прослеживаемости в отрасли не совсем корректно: необходимо синхронизировать, а не развивать не связанные между собой подходы", - отметила представитель компании Ирина Антюшина.

В Союзе независимых сетей России отметили, что внедрение маркировки в короткие сроки для большого количества отраслей может вызвать определенные сложности в силу организационных и технических моментов. "Что же касается ритейла, пока оценить сложно, будет ли необходимо какое-то дополнительное оборудование или того, что уже было подготовлено, например, для сигарет, будет достаточно", - полагает директор Союза Сергей Кузнецов.

Высокой остаётся доля контрафакта и на российском рынке товаров легпрома: по многим оценкам, эта доля не ниже 30%. Большинство экспертов отрасли считают, что маркировка должна сопровождаться, прежде всего, дееспособной системой прослеживания продвижения продукции по всему ЕАЭС-региону: от доставки/переработки сырья - до поступления готовой продукции в торговую сеть. Поскольку другие страны ЕАЭС, ввиду "поверхностного", если не символического таможенного, пограничного, фитосанитарного контроля внутри Союза, остаются основным каналом ввоза в РФ фальсификатов, незаконного реэкспорта и т.п.

Людмила Садовская, глава краснодарской компании ЗАО "Александра" на недавнем совещании в Госдуме РФ охарактеризовала причины сложившейся ситуации. Отметив, что в обороте товаров легпрома в стране реальная доля российской продукции не превышает 12%; падение загрузки мощностей в отрасли приближается к 50%. Что связано, прежде всего, с падением платежеспособного спроса. И с ориентацией его всё большей части на низкоценовой сектор продукции.

А он представлен на рынке, как правило, контрафактом и другими видами фальсификата, в основном завозимого из стран Средней и Юго-Восточной Азии. Сказываются также демпинговые цены на продукцию отрасли, поставляемую из КНР, Турции, других развивающихся стран: это основные поставщики товаров легпрома в РФ и другие страны ЕАЭС. Как следствие означенных факторов, фактическая рентабельность отрасли в РФ не достигает и 5%.

Как отмечает президент Союзлегпрома Андрей Разбродин, "наличие незаконного оборота промышленной продукции по-прежнему является одной из острейших тем. Уже потому, что контрафактная и контрабандная продукция нивелирует меры господдержки тех производителей, кто работают в правовом поле.

По мнению Союза, систему маркировки целесообразно впрямую увязать, помимо всего прочего, с оценкой качества и потребительской безопасности продукции. Как и с наведением порядка в области сертификации, дальнейшим совершенствованием нормативно-правовой базы. Считаем, что борьба с незаконным оборотом должна проводиться и по линии противодействия угрозам национальной безопасности".

В 2019 году обязательной маркировке подлежат 10 товарных групп: табак, духи, обувь, шины и пневматические покрышки, фотокамеры и лампы-вспышки, а также 5 групп изделий легпрома. Срок для введения маркировки табачной продукции - с 1 марта 2019 года, для обуви - с 1 июля 2019 года, для остальных групп товаров - с 1 декабря с.г. С 1 января 2020 г. начнётся маркировка лекарств.