Из 12 нацпроектов пригодными к реализации признаны всего четыре

Рабочая группа Госсовета, которая готовит заседание по нацпроектам к 23 ноября, признала нереализуемым проект «Жилье». Из 12 проектов пригодными к реализации признаны всего четыре – цифровая экономика, наука, культура и поддержка экспорта. В отношении остальных пяти мнение экспертов Госсовета не конкретизировано, но обозначены общие проблемы.

Неисполнимым нацпроект «Жилье» губернаторы считают именно в тех цифрах, которые были доведены Минстроем до регионов. Вопросы финансирования на 2019-2021 гг. – это вообще главная претензия регионов к нацпроектам. По паспортам и бюджете уже сейчас отмечается существенное расхождение цифр: в 2019 г. — на 182 млрд руб., в 2020 г. — на 325 млрд руб., в 2021 г. — на 379 млрд руб.). Губернаторы опасаются, что по факту требования софинансирования к региональным бюджетам будут увеличиваться. Хотя около 33% их финансирования еще не распределено.

Регионы указывают на то, что при высокой строительной активности в рамках нацпроектов (в том числе дорожном) исполнители могут столкнуться с дефицитом стройматериалов, асфальтовых битумов, техники и других ресурсов. Это может спровоцировать и резкий рост цен на них и на строительные услуги. Аналогичные риски могут затрагивать и другие нацпроекты. Еще один системный риск – несоотносимость действующей нормативной системы, многие положения которой не менялись еще с советских времен, с целями нацпроектов.

В числе самых массовых претензий к нацпроектам указываются их «низкая комплексность» и «отсутствие нормативно-правовой базы». Последнее, в частности, касается невозможности закупать услуги дистанционного образования в рамка действующего законодательства. Также эксперты призывают учитывать региональную специфику. Например, одним из рисков срыва показателей нацпроекта по жилью названа высокая сейсмическая активность на Камчатке.

Для контроля за достижением целевых показателей нацпроектов эксперты предлагают создать консультативную комиссии при Госсовете, хотя структура проектного офиса такой «надстройки» не предполагает. Более реальным может стать предложение о сокращении числа контрольных показателей нацпроектов. Сейчас их во всех проектах 1326, из них «верхнего уровня» — 115, но рабочая группа предлагает уменьшить их до 22.

В нацпроект по производительности труда регионы предлагают вовлечь 50% подходящих под критерии крупных предприятий, причём в 2021 году реализовывать программу 43% из них должны будут самостоятельно, что почти нереально, по мнению руководства субъектов.

Для поддержки малого бизнеса, как говорится в документе, нереальны сроки достижения эффекта, поскольку увеличение доли мер социальной поддержки в ВВП достигалось в течение 10—20 лет, а мероприятия нацпроекта могут дать результат лишь через год-два после 2024 года.

Наиболее ярко это выражено в возражениях Москвы по спортивному нацпроекту. В настоящее время формальная обеспеченность российской столицы спортсооружениями составляет 33,5%, а нормативные показатели требуют удвоения числа сооружений. В документе подчёркивается, что такое количество в полной мере не будет востребовано, что приведёт к неэффективному использованию, а финансирование программы не выглядит возможным даже для Москвы.

В нацпроектах по здравоохранению и образованию связь нормативов с общими целями почти везде неочевидна. Так, в документе отмечается, что «причинами смертности может являться не отсутствие инфраструктуры, а прочие социальные и экономические аспекты».