Страховые мошенники: как они зарабатывают и что им можно противопоставить

На прошедшей в Москве конференции «Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании» () эксперты обсудили тему борьбы со страховыми мошенниками. Было отмечено, что в большинстве регионов, особенно в «токсичных» (с высоким риском мошенничества в ОСАГО), клиенты чаще просят компенсацию не ремонтом, а деньгами.

Как это указывает на высокий уровень мошенничества? Они получают деньги, покупают дешевые Б/У детали и пускают эти автомобили заново в преступные схемы, чтобы снова заработать.

Руководитель Блока «Урегулирования убытков» ПАО СК «Росгосстрах» Арман Гаспарян подчеркнул, что страховым компаниям самим крайне сложно справиться с ОПГ аферистов, когда в них входят недобросовестные автоюристы и эксперты, а также сотрудники СТО: все они знают, как формально правильно (но незаконно) оформить претензии для страховых компаний, чтобы получить наибольшую прибыль.

Так, Арман Гаспарян привел в пример мошенническую схему с автомобилем «Nissan Fuga». В справочниках цена на фару этого авто варьируется от 170 до 190 тыс. рублей при стоимости самого ТС от 800 тыс. до 1 млн. рублей. Мошенники заменяют «родные» фары на купленные на вторичном рынке за 10-15 тыс. рублей — и занимаются автоподставами, оставляя в целости дорогие детали и получая денежную компенсацию. Поэтому мошенники никогда не согласятся на возмещение в виде ремонта авто. Они снова покупают дешевые фары и повторяют схему.

Эксперт отметил, что во многих регионах правоохранительные органы начали активнее работать по делам о страховом мошенничестве. Уголовные дела теперь чаще доводятся до судов, и аферистам начали выносить более строгие приговоры, что позволило сбить волну мошенничества в ряде субъектов РФ.

Вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергей Ефремов напомнил, что автотехническая экспертиза – один из действенных методов для доказательства вины автоподставщиков. Она выявляет техническую возможность предотвращения столкновения со стороны участника ДТП: такой вид экспертизы может помочь страховщикам в выявлении мошеннических действий. В том числе в двух самых популярных схемах: подставы на круговых перекрестках и движение задним ходом.

Сергей Ефремов рассказал также о важности получения страховщиками записей с камер фото- и видеофиксации, приведя в пример один такой случай. В Санкт-Петербурге осенью 2023 года камерами было зафиксировано, как автомобиль 12 раз объехал перекресток с круговым движением перед тем, как спровоцировать ДТП. После передачи информации в отделение МВД была проведена автотехническая экспертиза. Было доказано, что столкновения можно было избежать, если бы были соблюдены ПДД.

На данный момент, несмотря на ФЗ № 327 от 14 июля 2022 года (о предоставлении страховщикам запрашиваемой информации) и Постановления Правительства РФ № 523 от 31 марта 2023 года (о предоставлении фото и видеоматериалов дорожно-транспортных происшествий), только в 35 регионах страны предоставляют данные с аппаратно-программных комплексов «Безопасный город», «Поток», «Паутина» или иных источников.

Сергей Ефремов также затронул тему страховых детективов: этот вид деятельности в России пока слабо развит, но эксперт выразил надежду на его развитие и отделение понятия «детективной деятельности» от «охранной деятельности» на законодательном уровне.