Что нового на забайкальском отрезке российских железных дорог?

Завершение электрификации Южного хода ЗабЖД снова откладывается. На сей раз с 2018-го на 2019-й. В общей сложности с момента пуска в работу второго электрифицированного участка Карымская-Забайкальск пройдет порядка семи лет. Начальник Забайкальской железной дороги Александр Скачков называет дату, к которой будет приурочено открытие третьего, переведенного на электротягу отрезка. Это произойдет ко Дню железнодорожника.

Пока же магистраль подводит итоги работы за год и озвучивает планы на ближайший год. А это — бери больше, вези быстрее.

Рельсы, шпалы…

Общий объем инвестпрограммы по Забайкальской железной дороге в прошлом году составил более 35 миллиардов рублей. Шло развитие и реконструкция станций от Петровского Завода до Архары, локомотивного хозяйства, техническое перевооружение объектов энергоснабжения дороги, строительство и реконструкция искусственных сооружений.

— Продолжаем замену деревянного основания пути на железобетонное. Новые современные шпалы появились на 250 километрах пути в 2017 году. Это надежнее, облегчает труд монтеров, — отмечает Александр Скачков. — Железобетонная шпала лучше выдерживает нагрузки и вес поездов — сейчас он составляет 6300 тонн, водят экспериментальные поезда весом и в 7100 тонн. Участковая скорость возросла на 3,9% благодаря модернизации железнодорожной инфраструктуры.

Немаловажный момент — обновление электровозов и тепловозов. В прошлом году железнодорожники закупили 58 локомотивов.

— К сожалению, на Забайкальской железной дороге случаются сходы, аварии и крушения. В большей степени все эти проблемы возникают из-за человеческого фактора, вовремя не дошли, вовремя не организовали работу так, как надо, — комментирует Александр Скачков. — Общая задача работников всех подразделений дороги — свести до минимума эту первопричину.

К сожалению, и непроизводственный травматизм (когда под поездами гибнет население) тоже имеет место. На ЗабЖД развернута мощная кампания по профилактике ДТП. Продолжается работа с сельхозниками по недопущению скота на пути. К сожалению, остается серьезная проблема с переездами. Где-то они закрываются на длительное время, при этом ограничивается доступ граждан и служб экстренной помощи. На некоторых станциях из-за длительных стоянок грузовых поездов оказываются перегороженными пешеходные переходы через железную дорогу.

О социалке

На сегодняшний день ЗабЖД остается крупнейшим налогоплательщиком в регионе. Всего в казну Забайкальского края железнодорожники выплатили налогов на сумму 6,53 млрд. рублей.

Александр Скачков добавил, что работа с региональными властями строится в рамках Соглашения о сотрудничестве, подписанного в прошлом году. Документ затрагивает вопросы реализации социальных, производственных, финансовых, инвестиционных программ, способствующих комплексному развитию региона и реализации стратегии развития железнодорожного транспорта.

В рамках соглашения решаются проблемы социального блока — ведется строительство и развитие образовательных учреждений. В скором времени планируется возвести школу в Могоче, предстоит реконструкция Читинской и Свободненской детских железных дорог. Обещают железнодорожники и открытие оздоровительного комплекса на озере Арахлей.

Продолжая социальную тему, руководитель добавил, что дорога заинтересована в пополнении своего штата молодыми специалистами. Устроиться на дорогу есть шанс, если у человека профильное образование, желание трудиться. Любопытно, что средний возраст работников — 38 лет.

На дороге проходит подготовка и переподготовка специалистов. В 2017 году в Забайкальском учебном центре профессиональных квалификаций выучились 6897 человек.

— Тех, кто с железнодорожным образованием, мы с удовольствием принимаем на работу, — комментирует руководитель. — И хоть штат укомплектован полностью, на отдельных направлениях дороги требуются специалисты. К примеру, на участке от Чернышевска до Магдагачи сегодня дефицит профессионалов.

Импорт и экспорт растёт

Спрашивая о том, а не останется ли ЗабЖД на обочине истории с развитием скоростной магистрали Евразия, журналисты пытались узнать, что будет сделано для повышения конкурентоспособности Транссиба и его забайкальского участка. Этот показатель зависит не только от скорости движения, но и от работы узловых пограничных пунктов.

— Экспорт по сравнению с 2016 годом на пограничном переходе Забайкальск-Маньчжурия увеличен на 13%. Импорт — на 31%. Очень большую работу провели с китайскими коллегами. Рассматривали вопрос об ускорении работы с контейнерами в Забайкальске. Продолжается обновление кранового хозяйства и площадок для обработки контейнеров, — перечисляет Александр Скачков. — Планируется построить обход станции Забайкальск. Сейчас работаем над улучшением качества обслуживания на погранпереходе.

Грузооборот по ЗабЖД увеличивается. Если взять за базу рекордный за всю историю дороги 1988 год, когда этот показатель составлял 500 млн. тонно-километров в сутки, то с 2010 года идет превышение этого показателя. В 2017-м он был равен 730 тонно-километрам в сутки. В год — 266,1 миллиарда тонно-километра, рост к 2016 году составил 5,9%. Погрузка на железной дороге возросла на 2,8%.

Дорожная энергетика

Напомним, что в Забайкалье продолжается электрификация Южного хода Забайкальской железной дороги, важнейшего участка, граничащего с Китаем. К сожалению, она растянется до 2019 года.

Планировалось, что переход на элетротягу пройдет в три этапа. Первый состоялся в 2011 году, в сеть включили отрезок Карымская-Оловянная, в 2012-м — Оловянная-Борзя. Участок Борзя-Забайкальск сначала предполагали электрифицировать в 2013-м году, но сроки переносились, то на 2017, то на 2018 год. Теперь уже называется новая дата: 2019 год. Открытие электрификации состоится ко Дню железнодорожника.

Помимо прочего, на Южном ходу будут обустроены двухпутные вставки, для увеличения объема принимаемых грузов и пропускных способностей планируется реконструкция станций Харанор, развитие станции Забайкальск.

В ближайшее время железнодорожникам и энергетикам предстоит решить проблему влияния тяговой нагрузки на энергосистему Забайкалья. Эта тема становится в последнее время главной на заседании штабов по надежности электроснабжения в регионе. Недавно, в декабрьские морозы, из-за влияния поездов на сеть вышли из строя двигатели на объектах ЖКХ. ЗабЖД помогла разрешить ситуацию, выделив свои двигатели. Но это точечное, аварийнее решение.

По мнению Александра Скачкова, требуется развивать систему энергоснабжения тяговых потребителей на сложном участке дороги в районе станций Могоча и Уруша.

— Тяговая нагрузка влияет на потребителей, расположенных на стыке двух энергосистем — Забайкалья и Амурской области. И не хватает напряжения для обеспечения интервала движения грузовых поездов по 7-8 минут, — сообщает Александр Скачков

Начальник дороги добавил, что в рамках программы по энергообеспечению магистрали в Забайкалье скоро прибудет руководитель Трансэнерго. Идет поиск совместного решения проблемы с правительствами России и Забайкальского края и представителями энергокомпаний.

Виолетта ВДОВЯК