Пенсионная реформа сделает предпенсионеров беднее

Дополнительный прирост ВВП в результате реализации пенсионной реформы в 2019 - 2025 годах составит не более 0,22 п.п., в 2026 - 2035 годах - не более 0,15 п.п., следует из доклада «Сценарии роста российской экономики с учетом вклада человеческого капитала», подготовленного НИУ ВШЭ.

По мнению авторов доклада, демографические факторы и повышение пенсионного возраста приводят к заметному увеличению доли зрелого и пожилого занятого населения.

«Ожидаемому сокращению численности населения в возрасте 25–34 года на 6,7 млн человек будет соответствовать снижение численности занятых на 5,6 млн (что составляет около трети числа занятых в этой группе)», - говорится в докладе.

Ожидаемое сокращение групп населения, которых затрагивает пенсионная реформа (55-59 и 60-64 года), практически не отразится на количестве занятых в этом возрасте, оно вырастет на 0,2 млн человек. Позитивным фактором будет положительная динамика численности населения в возрасте до 25 лет.

К 2024 году прогнозируется снижение доли занятых в возрасте 15-34 года с 33,7 до 26,7% и увеличение доли занятых в возрасте 35 и более лет с 66,3 до 73,3% (35 лет – перелом когорт с разнонаправленной динамикой численности), следует из текста доклада. По данным экспертов, на 3,7 млн человек увеличивается численность населения в возрасте 35–54 года, которая с учетом высоких уровней занятости в этих группах практически полностью трансформируется в рост численности занятых (на 3,2 млн человек).

Авторы доклада приходят к выводу, что «под влиянием демографического фактора при прочих равных средняя заработная плата снизится на 0,8% (2024 г. к 2018 г.), что является риском для всех сценариев».

Без повышения пенсионного возраста уровень бедности населения в целом мог бы снижаться быстрее, говорится в исследовании экспертов РАНХиГС.

К концу переходного периода "реформы" уровень бедности женщин в возрасте 55–59 лет и мужчин в возрасте 60–64 лет (составляют 7% населения) повысится с 4,2% в 2018 г. до 7,3% в умеренном сценарии и до 6,1% в оптимистичном. При этом глубина бедности малоимущих россиян предпенсионного возраста, из-за "реформы" может также увеличиться, говорится в исследовании.

Если в 2018 г. дефицит дохода граждан предпенсионного возраста составлял 23% от прожиточного минимума трудоспособного населения, то на десятый год реформы глубина бедности увеличится до 34%-36%. При этом предпенсионеров ждут трудности в трудоустройстве, уровень безработицы у граждан этой категории составит до 10%.

Отказ от повышения пенсионного возраста позволил бы более быстрыми темпами снижать среднероссийский уровень бедности, говорят аналитики РАНХиГС: на 0,1-0,2% в 2019–2021 гг. и 0,6–0,7% в 2024–2028 гг.

Напомним, поэтапное повышение пенсионного возраста завершится в 2028 г. Для предпенсионеров на переходный период должны сохраниться льготы, которые сейчас имеют пенсионеры, однако проверки показали, что не все регионы приняли законы на фоне "реформы". Госдума одобрила закон о праве предпенсионеров на алименты.

Эксперты считают, что пенсионная реформа не принесёт никакого положительно эффекта для экономики. Однако власть почему-то настаивает на ее проведении. Так, экспертная комиссия правительства отклонила петицию граждан с требованием пересмотреть повышение пенсионного возраста, отменить увеличение НДС и ввести прогрессивную шкалу налогообложения. По закону, кабинет министров обязан рассмотреть обращение, под которым собрано более 100 тысяч подписей. Необходимое количество было собрано еще в феврале. И теперь петицию просто решили отклонить. При этом в решении сказано, что многие инициативы уже были осуществлены. «Предложение законодательно увязать повышение пенсионного возраста с пособием по безработице реализовано в рамках законодательных инициатив президента РФ Владимира Путина», — говорится в документе.