Эксперты отрасли - о предприимчивых и жадных мошенниках от страхования

Окончание. Начало читайте

На прошедшей в Москве конференции «Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании» (Страховщики обсудили проблемы с убытками) эксперты обсудили тему борьбы со страховыми мошенниками. Эксперты признавали высокий уровень мошенничества, когда посторонние дельцы получают деньги, покупают дешевые Б/У детали и пускают эти автомобили заново в преступные схемы, чтобы снова заработать.

Эксперты рассказали, что часто страховые мошенники покупают полисы у некрупных страховщиков в своих и соседних регионах, инсценируют аварии и обращаются за выплатой в среднем в ближайшие две недели после оформления полиса.

Руководитель Центра юридического обеспечения Блока управления убытками САО «ВСК» Марина Романчук рассказала, что по её опыту часть молодого поколения не понимает, для чего нужно ОСАГО, и предпочитает платить штрафы за его отсутствие. Также эксперт затронула тему недобросовестных автоюристов и аварийных комиссаров. Так недобросовестные посредники прибывают на место аварии зачастую раньше представителей ГИБДД. Либо специально ждут на перекрестках, на которых часто случаются ДТП, либо используют данные из «Яндекс Карт», чатов таксистов и водителей автобусов, от ГИБДД и из иных источников. Спикер подчеркнула важность чтения договоров и других документов, которые такие посредники предлагают подписать, потому что зачастую обещанная посредником сумма «у капота» ниже той суммы, которую заплатила бы страховая компания.

Недобросовестный посредник забирает себе все деньги, выплаченные страховой компанией через выигранный им суд, включая штрафы и пени, а водителю остаётся разбираться с налогами, которыми облагаются эти штрафы и пени. Потом водителя ждёт увеличение стоимости следующего полиса ОСАГО и привлечение к ответственности за действия его посредника. При этом расторгнуть договор цессии после подписания с недобросовестным автоюристом будет крайне дорого. Как правило, такие посредники прописывают в условиях множество штрафов на случай расторжения.

Ольга Писанова, основатель и руководитель проекта ООО «Первый аджастер», также рассказала, как граждане страдают от недобросовестных автоюристов/аварийных комиссаров. Люди часто оказываются в юридически сложной западне, так как не могут самостоятельно справиться с проблемами, созданными недобросовестными посредниками. Проблемы заключаются не только в испорченных отношениях со страховыми компаниями, но и в выплате налогов с полученных посредником средств, и в повестке в суд, если выясняется, что посредник подделывал документы для суда (иногда в сговоре с автоэкспертами).

Ольга Писанова рассказала, как те же недобросовестные посредники вместе с договором цессии покупают у людей и доверенность на право получения денег, в том числе и на причитающиеся в случае вреда жизни и здоровью 500 тыс. рублей. Получают злоумышленники такую доверенность за символические деньги, так как часто страхователи просто не знают об этой компенсации и в целом находятся в подавленном состоянии.

Генеральный директор ООО «Абсолют Страхование» Дмитрий Руденко напомнил, что мошенничество есть не только в моторном страховании, но в страховании жизни и здоровья. Например, в ипотечном страховании аферисты могут заключать несколько договоров в разных компаниях, а позже приходить со справкой о заведомо скрытой болезни и требовать выплаты. Эксперт считает, что для минимизации трат из-за мошеннических действий стоит ввести в страхование жизни и здоровья такую же общую базу, как, например, Бюро страховых историй (БСИ), чтобы страховщики могли быстрее получать информацию, действительно ли и при каких обстоятельствах их клиент получил травмы или погиб. Такая система позволила бы принимать решения о выплате без длительного ожидания ответа от различных ведомств и отсеивать случаи, когда люди пытаются оформить полис и получить компенсацию незаконно.