Гений прожил не так уж и много и стал знаменит. На века…

Что тут говорить. Одна из вечных цитат Шиллера гласит: « Человек отражается в своих поступках». Вот и он, будучи совсем молодым, решил шагать по жизни дерзко, талантливо, не оглядываясь на посторонние взгляды, шептания, заклинания, окрики.

И начиная свои размышления о необычной жизни удивительного немца, сразу же не могу не вспомнить последнюю работу московского живописца Алексея Мозгового, на которой он изобразил поэта, прибывающего морозной зимой где-то в Тобольске.

В том XVIII веке этот русский город являлся столицей Сибири. Молодой поэт Шиллер прославил его, замыслив то, что в далёком губернском форпосте должным образом развито книгопечатание.

В 1781 году Шиллер завершил работу над своим первенцем - драмой «Разбойники». В 1782 году она была поставлена в театре и имела оглушительный успех. И в это же время Фридрих выпустил стихотворный сборник «Антология на 1782 год». Дело было в Штутгарте. Но автор «Антологии» местом издания книги указал город … Тобольск.

Однако первая сибирская типография открылась в Тобольске в 1789 году. Но великий немецкий романтик о таких мелочах не задумывался, указав на обложке: Gedruckt in der Buchdruckerei zu Tobolsko. Более того, затем в пространном предисловии он широко рассуждает о Сибири, цветах в снегу, соболях и тобольских фальшивомонетчиках. Всё это было сделано ради возбуждения читательского интереса к только что появившемуся изданию.

По иному он тогда и не мыслил И потому, издавая книгу на свои деньги, указал именно Тобольск…

А далее. О, обо всём так быстро и не расскажешь. Ведь Шиллер в разные годы своей бурной жизни ещё постепенно становился философом, теоретиком искусства, профессором истории и военным врачом. А ещё это был и представитель романтизма и направления «Буря и натиск», автор «Оды к радости».
Вошел он в историю мировой литературы и как пламенный защитник личности.

А уж его дружба в течение последних 17 лет жизни с Иоганном Гёте и литературоведческая полемика с которым вошла в учебники как «веймарский классицизм». Это просто незабываемо. И неповторимо.

А если обратиться к миру музыки, то последняя симфония Бетховена (№ 9 Ре минор, Оp. 125) включает в себя часть Ode an die Freude («Оды к радости») поэмы Шиллера. Девятая симфония ведь так не нравилась Льву Толстому. И ведь написал ее Бетховен уже будучи абсолютно глухим. Но что делать, что кому-то из классиков она была не по душе. Мы ведь слушаем и млеем…

Когда-то сам бывал в Калининграде. Любовался памятником Шиллеру напротив здания Драмтеатра. Прогуливался по тамошним улицам. Немного постоял где-то на пересечении улиц Шиллера и Ермака. Русского покорителя Сибири, одного из тех, кто первым появился в глухих отдаленных краях. Он также имеет непосредственное отношение к образованию Тобольска. Вот так и встречаются исторические гении. Совсем неожиданно. На русских просторах…

Рассказывают, что после освобождения Кёнигсберга в апреле 1945 года кто-то из советских солдат написал на памятнике Шиллеру « Не стреляй! Это свой!».

Спустя годы имя гения появилось также в именовании улиц Тюмени и Волгограда.

Так что и властям Тобольска может также стоит задуматься над тем, почему в их древнем городе ещё не увековечено имя великого человека Земли, который давным-давно так легко и непринуждённо прославил их город. Он же, действительно свой ещё и потому, что в самые последние годы своей бурной жизни неутомимо работал над «Деметриусом». Это об одном из эпизодов русской истории. Жаль, что вот только что не завершил…

Огорчает лишь то, что сами немцы при всей своей педантичности со временем растеряли и утратили останки своего гениального мудреца. Ничего так от него и не сохранилось. Правда, ищут. Но пока безуспешно. Так что жаль, что так…

А нам всем лишь разве что ещё раз взглянуть на картину Алексея Мозгового с Шиллером. Хочу заметить, что детские годы живописца прошли в Калининграде, и он часто бывал возле того исторического памятника.

Так что же полотно художника? Оно как есть прекрасно. Так и чувствуются трескучие морозы. Дым из печных труб струится. Снег повсюду. И гений Шиллер. Во всём своём великолепии. Каким он и был всегда. Всю свою жизнь. И мы это ценим.

Так что давайте прикоснёмся лишь ещё к его вечным цитатам. Они как бриллианты…

Свободен лишь тот, кто владеет собой.

Тесен мир, мозг же человека необъятен.

Человеконенавистничество — медленное самоубийство.

Истина ничуть не страдает от того, что кто-то ее не признает.

Голос следовало бы взвешивать, а не считать.

Лучше страшный конец, чем бесконечный страх.


Любовь и голод правят миром.

Человек вырастает по мере того, как растут его цели.

Мавр сделал свое дело, мавр может уходить.

Да, всё это так. Гениально! И вряд ли с таким можно не согласиться. Не правда ли?...

Валентин Малютин, журналист