«Кино — очень опасное оружие», — говорил автор «Фауста» и «Русского ковчега»

9 декабря в Берлине прошла 30-я церемония награждения Европейской киноакадемии. Она насчитывает более 3000 членов, которые и выбирают своим голосованием лучших. Имена некоторых лауреатов были известны заранее. Их определил совет киноакадемии. Так, Александр Сокуров награжден «За жизненные достижения». Оператор Михаил Кричман и авторы музыки к фильму «Нелюбовь» Андрея Звягинцева — Евгений и Саша Гальперины — также были названы заранее и не участвовали в конкурентной борьбе, как режиссер Андрей Звягинцев. Им пришлось только выйти на сцену за наградами.

Накануне церемонии показали «Русский ковчег» Александра Сокурова, созданный Россией в копродукции с Германией. Поддержать своего друга пришла немецкая актриса, муза Райнера Вернера Фассбиндера Ханна Шигулла. Она снималась у Сокурова в «Фаусте». Перед показом Сокуров говорил о главенстве литературы: «Я люблю Бергмана, но Томас Манн для меня важнее». Он вспомнил о том, как благодаря Владимиру Путину нашлись деньги на «Фауста», когда русские олигархи и Минкультуры отказались картину финансировать. Российский президент несколько раз уговаривал сделать русскую версию (картина снята на немецком языке), но Сокуров отвечал: «Лишить Гете его языка — значит убить его. Мы должны любить искусство с его родными интонациями». В Берлине он размышлял о том, сумеют ли спасти европейские народы европейскую цивилизацию от войны, потому как на политиков нет никакой надежды: «Политики могут только ссориться и разжигать войны. Ситуация столь же напряженная, как в 1939 году. В России идет ожесточенная политическая борьба, и я боюсь этой борьбы. Политика занимает в России слишком много места, как в Германии 1939 года. Проблема в том, что у нас никак не построят государство. Население говорит президенту: «Хватит демократии, нам это не нужно». Вот это серьезно. Меня печалит отсутствие выбора со стороны народа. Я пребываю в ужасающей тревоге. Это обрушивает мои надежды. В поисках исторической истины мы оборачиваемся в сторону Запада, но он не дает нам примера. Он находится в такой деструкции, что мы остаемся одинокими в своей проблеме строительства государства. В России много мест, где еще не ступала нога человека. И такая страна еще пытается осмыслить себя. Такой гигант не может определиться. В другой гигантской стране — США — пришел к власти такой человек, какой пришел. Представляете, что все это значит?»

В день награждения Александра Сокурова встречали бурными овациями, зал встал. Награду вручала режиссер Агнешка Холланд, назвавшая лауреата храбрым и честным человеком. А потом Сокуров произнес речь: «Я не люблю войну, я не люблю, когда человека сажают в тюрьму, я не люблю несвободу. Я пытался найти природу языка и не ждал наград. Я изучал эту машину, потому что понял, как опасен кинематограф для цивилизации. Я слишком рано понял, что кино очень опасное оружие. Хочу выразить благодарность моим европейским друзьям, которые спасали меня в трудные моменты, как сейчас пытаются спасти Олега Сенцова, вспоминая его. Мои фильмы не показывают у меня на родине. «Русский ковчег» не разрешен для показа в Российской Федерации. Но я верю в кино. Мы любим работать, и мы будем работать».

Про украинского режиссера Олега Сенцова, отбывающего наказание в Якутии, в тот день говорили и на Ассамблее киноакадемии. Начался сбор пожертвований для его пожилой мамы. Как рассказывают академики, передать в места лишения свободы можно лишь строго фиксированные по весу вещи. И если кто-то отправит по своей инициативе тяжелые книги, то потом нельзя будет передать продукты. Гамбургский фестиваль отказался от вручения цветов лауреатам, а сэкономленные средства перечислил в фонд Олега Сенцова. Прямо за Александром Сокуровым сидел опальный китайский художник и режиссер Ай Вэйвэй. Кажется, только он в тот вечер пришел, не соблюдая дресс-кода, в повседневной спортивной одежде. К нему апеллировали выступавшие в поддержку Сенцова, поскольку он прошел все этапы несвободы, а теперь живет в Берлине. Академики требовали предоставить свободу Сенцову.

В последние годы киноакадемию возглавляет немецкий режиссер Вим Вендерс. Он держал речь во славу свободного европейского кино и появился в экстравагантном костюме с широкими красными лампасами, как у генерала, в разъятой бабочке, а потом дернул за веревочку, и появился красный воротничок. Вендерс, несмотря ни на что, выразил оптимизм и надежду в здравый смысл и кинематограф как таковой.

У нынешнего победителя — шведского «Квадрата» Рубена Эстлунда — пять наград: за лучшие европейский фильм, европейскую комедию, сценарий, режиссуру, актерскую работу (лучшая мужская роль — у 50-летнего датского актера Класа Банга). Таким образом, он повторил прошлогодний рекорд немецко-австрийской ленты «Тонни Эрдманн». То, что победит «Квадрат», стало сразу ясно, поскольку сцену украшали квадраты, где появлялись актеры, которые и вели церемонию, а среди них — русский Иван Шведов, давно живущий в Праге и много снимающийся в европейском кино. Благодаря его присутствию, да еще Александру Сокурову на сцене звучала русская речь.

Андрей Звягинцев, как и Аки Каурисмяки («Обратная сторона надежды»), выдвинутые в главных номинациях, в Берлин не приехали. Финский гений, похоже, и не собирался этого делать, поскольку в списках не значился изначально. Он не научился проигрывать, и если награда казалась ему не той, что он хотел, мог с горя принять на грудь и исполнить танец отчаяния, как это было в Каннах. Приезда Андрея Звягинцева ждали. В 2003 году европейские киноакадемики назвали его «Открытием года», отметив за дебют «Возвращение». В этом году в номинации победила радикальная британская экранизация повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» Уильяма Олдройда. В нашем прокате «Леди Макбет» шла как эротический триллер. «Нелюбовь» Андрея Звягинцева (Россия—Бельгия—Германия—Франция) была представлена в трех номинациях: «Лучший европейский фильм», «Лучший европейский режиссер», «Лучший европейский сценарий» (совместно с Олегом Негиным), но Европейские «Оскары» достались «Квадрату». Но именно за «Нелюбовь» награждены оператор Михаил Кричман (за холодный взгляд, который ведет нас через мрачный мир фильма, постепенно создавая сильное ощущение, как было сказано) и композиторы Евгений и Саша Гальперины (за мрачную и тревожную музыку, которая обволакивает и усиливает впечатление от «Нелюбви»). И это большая победа.

Венгерская картина «О теле и душе» Ильдико Эньеди, заявленная в четырех номинациях, получила только одну награду — за лучшую женскую роль. Получившая ее Александра Борбели родом из Словакии, образование получила в Будапеште. В жизни она такая же инопланетянка, как и ее героиня. Александра рыдала на сцене, получая первый свой приз, заставила прослезиться Ильдико Эньеди, Кшиштофа Занусси и даже Жюльет Бинош, которая тоже была номинирована, но не получила награды. Но заметьте, приехала, и ничего не было трагичного в том, что приз достался начинающей актрисе, а не ей — звезде мирового уровня.