90 лет назад в Москве открылся Парк им. Горького

Катки, аттракционы, автоматы с газировкой по 3 копейки и встречи ветеранов 9 мая: большинство москвичей, которые застали Парк Горького до его реконструкции, запомнили это место именно таким. В день 90-летия парка «Газета.Ru» вспоминает о том, с чего он начинался.

Сложно представить, что на месте красивого и ухоженного Парка Горького всего 100 лет назад были пустырь и свалка. Ее протяженность составляла целых 50 гектаров – от Крымского вала и до Голицынского сада.

В 1922 году территорию пустыря посетил Владимир Ильич Ленин, который занимался в тот момент выбором места для предстоящей сельскохозяйственной выставки. Для этого идеально подходила открытая территория пустыря — рядом река, Нескучный сад, Голицынский сад, удобные подъезды. С тех времен в парке сохранилась табличка — «Эту территорию посетил в 1922 году Владимир Ильич Ленин», а площадь за входом в парк получила название Ленинской.

Так и вышло, что «детище первой пятилетки» или первый парк культуры и отдыха в Советском Союзе открылся в 1928 году на месте прошедшей вблизи Нескучного сада в 1923 году Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки.

Именно для нее было расчищено 100 гектаров территории, на которой было возведено 255 павильонов и хозяйственных построек.

До нашего времени сохранилось только одно из построенных тогда зданий – это «Шестигранник» слева от главного входа. В дни выставки он представлял собой павильон «Машиностроение» — единственное железобетонное строение на всей территории. Позже в «Шестиграннике» проходили различные выставки, в частности, размещались экспозиции советских художников и скульпторов. Во внутреннем дворике даже был организован летний ресторан. Сейчас павильон находится на реставрации — он будет выставочной площадкой Центра современного искусства «Гараж».

Парк-агитатор

Идея создания парка на месте выставки родилась у председателя Моссовета Константина Уханова. За несколько лет до этого он побывал в Германии и Австрии и, впечатлившись тамошними луна-парками, заявил, что СССР тоже необходимо такое место «для миллионов наших трудящихся».

Несмотря на трудности со строительством и дефицит строительных материалов парк все же был построен. При этом,важную роль в его создании сыграли именно трудящиеся Москвы, ради которых все и затевалось.

«Я не могу даже пересчитать того количества субботников и воскресников, которые были проведены на территории парка и в период его подготовки к открытию в первом году, и во все последующие годы. Перед его открытием, на протяжении месяца – полутора, сотни, тысячи молодых ребят, в частности, студентов всех окружающих высших учебных заведений», — позже вспоминала Бетти Глан, ставшая первым директором парка в свои 25 лет.

С первого же дня после своего открытия парк, по выражению Глан, «держал руку на трудовом пульсе страны» и считался парком-агитатором. Ключевые события и решения партии в той или другой форме находили отражение на территории парка – в виде специальных бесед и рассказов по текущей политике, показа кино или, например, фотоокон по типу всем известных Окон РОСТА.

Для того, чтобы подталкивать народ к выполнению или перевыполнению плана первой пятилетки (он был принят как раз в 1928-м), был создан Зал заводов и колхозов, в котором встречались представители различных предприятий для обмена опытом и трудовыми рапортами.

Агитация подкреплялась и визуальной составляющей: повсюду висели портреты Ленина, Сталина, Дзержинского, Калинина, Горького. Имя писателя парк получил лишь в 1932 году, во время празднования 40-летнего юбилея деятельности литератора. Примерно в это же время там открывается специальный методический центр, который, по словам историков, занимался разработкой единой концепции развития однотипных парков по всей стране. В эти годы парк перестает называться Московским парком культуры и отдыха и становится Центральным.

Начиная с этого момента, Парк Горькогостановится местом приема всех иностранных делегаций, которым непременно хотели продемонстрировать достигнутые успехи. Среди прочих оценить опыт советских людей приехал английский публицист Герберт Уэллс, посетивший Москву в 1934 году по приглашению Иосифа Сталина.

Именно с его подачи парк получил свое знаменитое прозвище – «фабрика счастливых людей», впоследствии сокращенное путеводителями до «фабрики счастья».

«Когда я умру для капитализма и воскресну для социализма, я хотел бы, чтобы мое пробуждение состоялось именно в Парке культуры и отдыха», — эта запись была сделана Уэллсом 25 июля 1934 года в книге почетных гостей Центрального парка культуры имени Горького.

У публициста действительно были причины для восхищения. Так, на территории ЦПКиО открылся первый в мире Зимний парк. Даже за границей на тот момент это было не распространено: в парках были либо лыжи, либо катки, либо прогулочные зоны. Сконцентрированный зимний парк мгновенно привлек внимание общественности – вместительные катки собирали по 15 тысяч человек в течение дня.

Для катания обустраивались не только специальные площадки: заливались также все аллеи, пруды, набережная. Причем вся огромная ледовая территория была разбита на площадки по уровням подготовки – от новичков до профессионалов.

Там же была открыта первая школа танцев на льду. Любой желающий после нескольких уроков мог включиться в общую массу танцующих.

Особую гордость работников парка (их, кстати говоря, насчитывалось 2,5 тысячи человек) составлял Зеленый театр, построенный в 1933 году. Это время знаменовалось переходом на вторую пятилетку и сопровождалось дефицитом стройматериалов.

«Каждый метр кабеля, не то что километр, нужно было просить у Госплана, каждый кубометр досок тоже нужно было куда-то ходить запрашивать. И заниматься этим приходилось не то что нашим начальникам отделов снабжения, а, начиная с меня и кончая моими заместителями и начальниками других отделов. Был год необычайно напряженный в смысле строительства», — делилась своими впечатлениями о том времени Глан.

Послеполуденный отдых токаря

Рабочим заводов в парке уделялось особое внимание — парк строился с целью организации досуга пролетариев. На территории парка устраивались специальные Дни заводов, когда все рабочие предприятия собирались в парке. Они не только развлекались: в Зеленом театреотчитывались о проделанной работе и подводили итоги соцсоревнований.

Вблизи Пушкинской набережной были также организованы «Городки однодневного отдыха» – там располагались летние домики по типу пансионатов короткого пребывания для рабочих. Для отдыхающих на Москве-реке были огорожены естественные бассейны, на набережной расставлены шезлонги и душевые, работали столовые и читальные залы, о посетителях заботился обученный персонал.

Основной целью этого проекта было создание своеобразной зоны отдыха в черте города. Путевки туда выдавались ударникам труда на заводах бесплатно, однако и не отличившиеся по службе могли попасть туда, заплатив 15-17 рублей.

Вход в парк для всех отдыхающих стоил 30 копеек, за остальные развлечения приходилось платить отдельно. Однако даже при таких ценах посетителей в парке было достаточно.

«У нас в дни праздников проходило до трехсот тысяч человек в день. Это же не то, что сейчас, понимаете, двадцать пять–тридцать тысяч проходит. А в отдельные дни доходило и до пятисот тысяч!», — писала Бетти Глан в своих мемуарах.

Каждый год в конце мая проходило официальное открытие парка, которое превращалось в огромный общегородской праздник. Газеты посвящали этому событию отдельные номера, а людей в парке собиралось столько, что инфраструктура просто не справлялась.

Именно поэтому с 1936 года карнавал в честь открытия парка проходил уже по особым правилам: на продажу выставляли сто тысяч билетов, включавших в себя пакет с карнавальным костюмом, маской и конфетти. Такие билеты, стоившие по 10 рублей, народ разбирал всего за несколько дней.

Чтобы избежать проникновения безбилетников, перекрывалось движение у Смоленской, у Октябрьской площади, а также выставлялось добровольное оцепление из молодежи. Несмотря на то, что народу все равно приходило больше, мероприятие имело колоссальный успех. В нем принимало участие порядка сорока пяти оркестров, около тридцати пяти тысяч человек шли в карнавальной колонне. Вечеринка продолжалась всю ночь и заканчивалась только к 6 утра.

Сам парк в день открытия выглядел очень впечатляюще. В костюмы были наряжены даже фонари! Для них сделали шляпы, надели плащи со шпагами, нарисовали рожицы. Таким образом они производили впечатление группы рыцарей со шпагами, выстроившихся для охраны отдыхающих.

Конец эпохи

Со временем у парка появился и свой неофициальный символ – установленная у главного фонтана в 1936 году скульптура «Девушка с веслом». Однако простоять ей удалось совсем недолго: уже в 1941 году скульптуру разбомбили.

В 1937 году огромная эпоха развития центрального парка завершилась – посвятившая парку всю себя Бетти Глан была обвинена в троцкизме и сослана в лагеря на 17 лет. А дальше была война.

Основная территория Парка Горького сформировалось в основном в довоенный период. Во время войны всем было не до развлечений – посещаемость резко упала, однако центральный парк все равно не опустел. Там проходили учения, чемпионаты по штыковому бою и знаменитая выставка образцов трофейного вооружения.

С 1943 года там также стали выставлять захваченную немецкую технику.

Послевоенная реконструкция ЦПКиО продолжалась с конца 40-х и до середины 50-х годов. Именно тогда появился современный главный вход — символ парка и один из символов Москвы, построенный в 1954 году по проекту архитектора Георгия Щуко. Тогда же, в 1950-е появились и первые аттракционы – в частности, колесо обозрения. Парк так и остался одним из любимых мест отдыха москвичей — сюда приходили кататься на аттракционах, а в День победы здесь собирались ветераны, приводившие сюда внуков. Это, наверное, были самые трогательные дни в жизни парка.

Современный вид он начал приобретать в 2011 году.