При необходимости все могут доставить и американские «грузовики»

Исполнительный директор «Роскосмоса» Сергей Крикалев рассказал нам о будущем МКС после аварии «Союза». По словам Крикалева, российский «Прогресс» может немного задержаться до выяснения причин аварии, однако запас топлива на станции рассчитан на несколько лет, также можно рассчитывать на помощь американских «грузовиков».

Итак, как сообщил в четверг исполнительный директор госкорпорации «Роскосмос» по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев, окончательной версии аварии космического корабля «Союз» пока нет.

«Понятна непосредственная причина — она связана с тем, что произошло столкновение одного из боковых элементов, который является частью первой ступени. При разделении фактически первой и второй ступеней произошло соприкосновение», — сказал Сергей Константинович.

Как пояснил нам источник в отрасли, во время отстрела четырех блоков первой ступени произошло соударение двух из них, что изменило траекторию их отхода и привело к удару по второй ступени. Это понятно, как и то, что произойти это могло только из-за отказа пироболта на одном из отстреливаемых блоков. Не очень понятно специалистам то, как вообще он мог отказать. Ведь они обладают высочайшей надежностью и всегда должны иметь резервирование.

Оставим этот вопрос до 20 октября — к этому сроку госкомиссия Роскосмоса обещала дать исчерпывающий ответ по поводу аварии.

Сейчас следующим по расписанию Международной космической станции значится старт грузового корабля «Прогресс МС-10». Он должен был быть отправлен 31 октября. Но тот факт, что носителем для него определен «Союз-ФГ», меняет дело.

Как пояснил «МК» Сергей Крикалев, решение о допуске к старту очередного «Прогресса МС-10» пока не принято, не исключено, что он немного задержится до выяснения всех причин аварии.

— Сначала отправим «Прогресс», потом пилотируемый корабль «Союз МС», — сказал Крикалев.

— Что, если «Прогресс» задержится? Это не приведет к нехватке на МКС продовольствия, воды и необходимого оборудования?

— Все необходимое там есть, в крайнем случае нам помогут его доставить американские «грузовики» (Cygnus и Dragon. — Авт.). В таких ситуациях у нас действует принцип взаимовыручки. То есть необходимый запас продуктов, воды, газа они нам доставят.

— Есть ли что-нибудь, что привезти можно только на «Прогрессе»?

— Есть. Это топливо для станции. Поскольку все ее двигатели расположены на нашем сегменте.

— Когда могут иссякнуть запасы топлива?

— Хочу вас порадовать — топлива на станции хватит надолго. Мы доставляем его с каждым грузовым кораблем, поэтому запас там есть.

— Нам известно, что запуск следующего экипажа планировался на декабрь. Будет ли в программе его работы выход в открытый космос с целью расследования причин, приведших к образованию отверстия в обшивке корабля «Союз МС-09»?

— Сейчас мы ничего не исключаем. Это вообще нормально: если какую-то работу не выполнил один экипаж, ее выполняет другой.

— Когда могут отправиться в полет Алексей Овчинин с Николасом Хейгом?

— Они немного должны отдохнуть. Торможение, конечно, было энергичным, но к каким-то серьезным последствиям для здоровья не привело. Возможно, будем стараться их отправить на МКС с весны 2019 года.