Второй московский автобусный форум, прошедший на этой неделе в комплексе Крокус-Экспо, показал – российская столица стала одним из наиболее заманчивых рынков для производителей средств общественного транспорта
Кто-то из пишущих коллег подметил, что на автобусном салоне в Москве «обживали» новые электробусы и гадали о том, когда водителей сменят беспилотники. Уже в начале 2018 года стало ясно, что второй салон превзойдёт первый, который прошёл два года назад, как по площадям экспозиций, так и по числу и авторитету участников. Неплохим подарком для организаторов салона стало и подписание в Москве соглашения между ПАО «КАМАЗ» и Fornovo Gas SRL (Италия), причём в присутствии первых лиц России и Италии - президента Владимира Путина и премьер-министра Джузеппе Конте. Компании теперь намерены сотрудничать в сфере разработки и производства мобильных автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций.
В Москве власти сегодня отнюдь не скрывают стремления перейти на экологически чистый транспорт – электрический и газовый. Пусть и не сразу – примерно к 2030 году, в чём на Busworld 2018 успел всех заверить транспортный заместитель столичного мэра Максим Ликсутов. Заммэра Москва с явным удовольствием делился амбициозными планами столицы: «в скором времени столица сможет полностью перейти на электрический общественный транспорт. Думаю, это случится в ближайшие 12-13 лет». Вице-мэр признал, что пока электробусы в Москве ходят лишь по одному маршруту - от «6-го Микрорайона Бибирева до ВДНХ. Да и самой техники немного: всего 10 машин. Но до конца марта 2019 года власти планируют обеспечить город сотней электробусов и более чем 30 зарядными станциями».
Чем же электробус лучше обычного автобуса? Он экологичен, потому что вообще не имеет двигателя внутреннего сгорания. Он тише, и пассажиры не чувствуют никакой вибрации от двигателя в процессе поездки. И, наконец, эксплуатировать электробус дешевле, чем автобус или троллейбус. При том, что он имеет всю современную начинку - климат-контроль, зарядки для гаджетов, систему видеонаблюдения и Wi-Fi.
Но всё это – преимущества, не всегда подтверждённые практикой, а вице-мэра и его соратников, похоже, ничуть не смущают весьма большие сложности. Такие, например, как необходимость частой перезарядки аккумуляторов, что может поставить перед невыполнимыми задачами всю электросеть города, огромные размеры самих аккумуляторов, как наконец, плохая работа аккумуляторов в мороз. Зимняя эксплуатация вообще вызывает массу вопросов - ведь при минусовой температуре батарея будет быстрее разряжаться, что может привести к сбоям в маршрутном графике.
Но, по мнению Ликсутова, даже возможные ошибки и сбои не должны быть причиной отказа от модернизации транспорта. «Ведётся подготовка электробусов к зиме. Уверен, что они хорошо себя зарекомендуют. Могут быть какие-то недоработки, ошибки, поскольку речь идёт о новой технике, но мы преодолеем их совместно с производителями», - пообещал заммэра. И всё же, с трудом верится, что к 2030 году случится такая технологическая революция, которая одарит человечество столь же удобными, как современные АЗС, средствами и элементами заправки тысяч электробусов электроэнергией.
Однако не будем пока заглядывать столь далеко в будущее. Ведь возможно, что ещё раньше, чем сотни электробусов, по улицам российской столицы разбегутся и беспилотные автомобили – ещё одна из фишек, точнее даже трендов салона Busworld 2018. Беспилотные концепты и концепции оказались ключевой темой не только самого салона, но и приуроченных к нему конференции и специализированного международного семинара.
Потому и не удивительно, что, уже по традиции, первым, что бросалось в глаза на автобусном салоне, была беспилотная маршрутка от КАМАЗа с космически-туристическим именем Шаттл, точнее «Ш.А.Т.Л.» (Широко Адаптивная Транспортная Логистика). Многие с ней уже знакомы, но меньше любопытных вокруг нашумевшего концепта от этого не становилось. Среди беспилотников отличилась также и группа ГАЗ, для которой, впрочем, модель «ГАЗель NEXT», созданная на базе электробуса, похоже, не представляется не то, что лидером, а даже чем-то особенным.
Сами разработчики говорят о массе проблем и недоработок. Тем не менее, отдельного комментария модель всё же достойна, так как не только оснащена системой автономного управления и даёт возможность автономного движения в сложных погодных условиях и при отсутствии дорожной разметки. Система автопилота устойчива даже к кибератакам, способна сама определять препятствия на маршруте и либо корректировать маршрут, либо просто тормозить.
Электробусов на салоне вообще было много. Так, только КАМАЗ представил сразу два варианта электробусов, один из которых - КАМАЗ-6282, модификация которого поставляется сейчас в «Мосгортранс», призван заменить собой троллейбус. Настоящим москвичам троллейбус вообще-то дорог ничуть не меньше трамвая и метро, и почему обязательно надо его «заменять»? Зато низкопольный троллейбус большого класса KAMAЗ-62825 с увеличенным автономным ходом вполне приспособлен для перевозок в городах, где есть контактные сети для троллейбусов. Автономный ход троллейбуса составляет пока только немногим более 20 км, но при этом запас хода полностью восстанавливается от контактной сети всего за 20 минут.
Но вообще-то на автобусном салоне конкурировали не столько собственно марки, сколько концепции. Концепции, ориентированные, похоже, исключительно на будущее, поскольку о «здесь и сейчас» говорить не приходится, что бы нам не твердили вице-мэр Ликсутов и все, кто готов его поддерживать. Ведь в реальность полной «плюс электрификации» транспорта, даже всего только московского, и даже всего к 2030 году, верится с трудом.
С точки зрения экологичности совсем неплохо на Busworld 2018 смотрелся низкопольный автобус Lotos-105 CNG на 76 пассажиров, представленный российским автопроизводителем - группой компаний «РариТЭК». Эта модель - первый в России экологичный автобус, который использует в качестве топлива сжиженный и компримированный природный газ. Запас хода на одной заправке 260-сильного двигателя Yuchai экологического стандарта Евро-5 оставляет 800 км. Разработка «РариТЭК» уже подтвердила свою надёжность, приняв участие в самом протяженном автопробеге газомоторной техники по Международному транспортному коридору «Европа-Китай». Длина маршрута составляла 20 000 км.
Точно также и набирающий популярность автобус ANKAI A8 на СПГ (LNG) в октябре 2018 года успешно завершил пробег Китай – Европа чуть меньшей протяжённостью - почти 10 000 км. Разумеется, не только чтобы вовремя оказаться на BusworldRussia 2018, но и на практике подтвердить свои лучшие качества – не только ходовые, но и эксплуатационные.
Нестандартное решение в тему электротранспорта добавили в ПК «Транспортные системы», чей электробус «Пионер» снабжён «тележкой» с источником питания (см. фото). Прицеп, напоминающий багажное отделение, представляет собой мобильную аккумуляторную систему, которую можно заряжать и подвозить к точкам маршрута по мере необходимости. Судя по всему, данная модель будет использоваться при перевозках средней дальности, ведь в большом городе с такой «тележкой» электробусу, согласитесь, особенно не развернуться.