Многие российские бизнесмены давно вывели свой бизнес из Украины

Украина обсуждает заморозку российских активов из-за керченского инцидента. С такой инициативой к президенту Петру Порошенко обратился генпрокурор Юрий Луценко. Он оговорился, что это его личное мнение как гражданина.

Неприемлимо, чтобы «граждане или фирмы страны-агрессора» зарабатывали на Украине, заявил Луценко. При этом он признал, что расширять санкции будет не так легко, потому что «некоторые россияне имеют монополию в Украине».

Данные о российском бизнесе на Украине разнятся. Многие предприниматели за последние годы избавились от своих активов.

Но в то же время российскими можно назвать крупнейшие сотовые операторы Украины. Это МТС – на Украине компания использует бренд Vodafone. Бенефициаром другого оператора, «Киевстара», является «Альфа-групп» Михаила Фридмана. Она владеет «Киевстаром» через группу Letter One. В банковской сфере работают Сбербанк Украины, «дочка» Альфа-банка, дочерний банк Внешэкономбанка — Проминвестбанк. В августе СМИ писали, что ВЭБ отказался от идеи продать это кредитное учреждение и собирается его закрыть.

Evraz Романа Абрамовича и Александра Абрамова принадлежали Днепропетровский металлургический завод, «Баглейкокс» и «Сухая балка» (добыча железной руды). Но в прошлом году в украинских СМИ появлялись сообщения, согласно которым предприятия либо были проданы, либо велись переговоры по их продаже — с Метинвестом Рината Ахметова. С братьями Ротенбергами в Киеве связывают большой торговый центр Ocean Plaza. Российскому предпринимателю Евгению Гинеру, который в 14 году говорил, что 85% его бизнеса на Украине, сейчас, по данным местных СМИ, принадлежит VS Energy. Она контролирует 12 из 26-ти украинских облэнерго. Это вторая по размеру распределительных сетей на рынке страны после ДТЭК Рината Ахметова.

Гинер и партнеры с 2000-х занимались на Украине и гостиничным бизнесом. В частности, они контролировали сеть «Премьер-палас», флагман которой — отель «Ореанда» в Ялте.

При этом многие российские бизнесмены давно переоформили свои активы.

Риски настолько велики, что многие компании давно предпочли уйти, говорит вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс: «Что касается отраслевых организаций, в частности, одну возглавляю я, это Всероссийский союз страховщиков, по факту решение о том, чтобы оттуда уходить, было принято сразу после 2014 года и после всяких внешних санкций по Крыму. Поэтому страховщики оттуда вышли с потерями, и «покрытие» там у нас было не такое большое. Обострение не может не сказываться на бизнесе. Это напрямую связанные вещи. И я думаю, что риски сейчас, безусловно, настолько велики, что лучше списать убытки и уйти, чем оставаться и быть заложниками этой ситуации. Подставные лица, другие варианты присутствия на украинском рынке, не думаю, что совершенно не окупают тех рисков, которые существуют или по отъему собственности. Причем по различным международным актам, которые, возможно, будут трактоваться именно таким образом в пользу украинских предпринимателей или государства или просто действительно физического воздействия. Мы прекрасно можем себе представить, что сейчас в период обострения обстановки, крайние националисты, пользующиеся, безусловно, иногда поддержкой как минимум министерства внутренних дел Украины и лично господина Авакова, могут предпринять «популярные» у народа крайние меры, в том числе, в отношении физических лиц, представляющих интересы Российской Федерации».

Уход российского бизнеса из Украины грозит гражданам страны потерей рабочих мест и нищетой, заявила экс-депутат Верховной рады и соратница Виктора Януковича Анна Герман.

«Я считаю, что нам сейчас необходимо привлекать инвесторов — каких угодно. У денег нет границ. Деньги, которые инвестируются в Украину, работают на Украине и дают работу украинцам. Если мы будем сворачивать бизнес, это будет означать только одно — что люди будут терять рабочие места. На те российские предприятия, которые работают на Украине, не привозят людей с Кремля, чтоб они работали, а берут местных жителей. Эти люди там работают — вот и все», — подчеркнула Герман.

В случае ареста российских активов на Украине ответные ограничительные меры РФ будут точечными и коснутся не всего украинского бизнеса, а лишь представителей украинской власти и аффилированных с ними лиц, заявил глава временной комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета, зампред комитета СФ по международным делам Андрей Климов.

«Ответные меры России, если Украина на этот шаг все же пойдет, будут очень точечными и адресными, они коснутся только тех, кто все это придумывает и исполняет — министров, советников, глав структур. Они должны стать в России токсичными, они, их родственники и аффилированные лица», — заявил Климов.

Он добавил, что у России нет цели ухудшить положение украинского бизнеса в России.

По словам парламентария, «токсичность» представителей украинской власти и их родственников, а также аффилированных лиц в России должна заключаться не только в вопросах ведения бизнеса. «Токсичность — это не только про бизнес. Тут церемониться не надо», — заявил Климов.

Вместе с тем он отметил, что ни у кого в России нет желания «бить посуду, прикрутить что-то (в сотрудничестве) или заморозить».

«Мы по-прежнему заинтересованы в развитии бизнеса Украины у нас, в сохранении созданных ими рабочих мест. Мы рассматриваем Украину как соседа», — сказал сенатор.