А как на наш вопрос ответит депутат - Павел Завальный, глава комитета ГД по энергетике

Павел Завальный, председатель комитета Государственной Думы по энергетике: Проблемы теплоснабжения имеют глубокие исторические корни, на сегодня основные причины связаны с нехваткой возможностей региональных и, особенно, муниципальных бюджетов по финансированию модернизации теплосетей и недостаточной эффективностью муниципального управления в данной сфере

Череда коммунальных аварий на теплосетях, испортивших новогодние праздники десяткам тысяч россиян и создавших серьезную опасность для их здоровья и даже жизни, вновь привлекла внимание к ситуации в сфере теплоснабжения.

Комитет Государственной Думы по энергетике держит вопросы совершенствования законодательства теплоснабжения в фокусе внимания и регулярно рассматривает вопросы повышения его надёжности.

Система теплоснабжения России состоит из 50 тыс. локальных систем теплоснабжения и 18 тыс. обслуживающих предприятий, протяженность тепловых сетей составляет 167 тыс. километров.

По информации Росстата, общий износ тепловых сетей составляет более 60%, более 30% (50 тыс. километров из 167 тыс. километров) тепловых сетей нуждаются в замене. Ветшание теплосетевой инфраструктуры неизбежно приводит к росту аварийности, при этом основное число аварий в системе централизованного теплоснабжения (до 80%) происходит именно на тепловых сетях, причём сыплется «последняя миля» - котельные, квартальные тепловые сети, относящиеся к зоне ответственности местного самоуправления.

Проблемы теплоснабжения во многом имеют глубокие исторические корни, на сегодня основные причины связаны с нехваткой возможностей региональных и, особенно, муниципальных бюджетов по финансированию модернизации теплосетей и недостаточной эффективностью муниципального управления в данной сфере. Нет даже единого стандарта по составлению схем теплоснабжения, оценки их готовности к прохождению ОЗП, нет и единого центра ответственности.

В середине декабря 2023 года в ГосДуму был внесен правительственный законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении", направленный на наведение порядка в сфере теплоснабжения, обеспечение готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии.

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" в части:

- закрепления полномочия по установлению критериев надежности теплоснабжения потребителей за Правительством Российской Федерации;

- уточнения полномочия органов местного самоуправления в части обеспечения готовности к отопительному периоду и проведения оценки готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии к отопительному периоду;

- установления обязанности быть готовыми к отопительному периоду для муниципальных образований, теплоснабжающих организаций
и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения;

- уточнения содержания правил обеспечения готовности к отопительному периоду и порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду;

- уточнения требований к содержанию схем теплоснабжения в части наличия в них оценки надежности теплоснабжения, а также наличия предложений, обеспечивающих повышение надежности теплоснабжения, мероприятий по резервированию систем теплоснабжения.

Документ находится на первом этапе рассмотрения, он закреплен за комитетом Государственной Думы по энергетике и направлен в комитеты Государственной Думы. Комитет рассмотрит законопроект в ближайшее время в рамках подготовки к первому чтению на пленарном заседании Государственной Думы.

Что касается финансирования модернизации системы централизованного теплоснабжения, в первую очередь, теплосетевой инфраструктуры, в целом по стране, по оценкам экспертов, необходимо инвестировать от 3 до 4,5 трлн. рублей. Найти на это средства в региональных и муниципальных бюджетах в системе существующего тарифного регулирования малореально.

Привлечь необходимые инвестиции за счет средств частных и государственных компаний, инвестиционных фондов и государственных финансовых институтов развития на возвратной основе возможно или через механизм концессий, или через механизм «альтернативной котельной».

О ней — в нашей следующей публикации

Источник - Тепло Интернет-газета Диалог