Также депутаты приняли закон о новом бюджетном правиле

Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении правительственный законопроект об объединении Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на базе последнего с сохранением действующих целевых статей использования резервов.

За объединенным фондом сохранятся и целевые направления расходования резервов двух фондов: обеспечение сбалансированности страховой пенсионной системы, софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан и финансирование дефицита бюджета.

Резервы будут расходоваться по следующему принципу: если общий объем средств в объединенном фонде превышает 5% ВВП, тогда его использование будет ограничиваться выпадающими нефтегазовыми доходами, если меньше — расходование ограничится 1% ВВП. Это необходимо для сохранения минимально допустимого объема резервов. На конец года в объединенном фонде будет сумма, эквивалентная примерно 4,5% ВВП, сообщил заместитель министра финансов РФ Владимир Колычев.

Все средства Резервного фонда в полном объеме будут перечислены в ФНБ не позднее 1 февраля 2018 года.

Минфин рассматривал два варианта консолидации фондов: их прямое слияние или же сохранение формальной автономии, но законодательное закрепление перетока средств из ФНБ в Резервный фонд в рамках бюджетного процесса с утверждением объема перечислений законом о бюджете. Против последнего варианта выступали депутаты, а также Счетная палата, мотивируя, что в таком случае будет исчерпан ФНБ и возникнут риски для пенсионной системы.

Резервный фонд и ФНБ появились в 2008 году после разделения Стабилизационного фонда. Первый служит подушкой безопасности для бюджета, финансируя дефицит казны, второй задумывался как страховка для пенсионной системы.

По состоянию на 1 июля в Резервном фонде оставалось 987 млрд руб., в ФНБ — 4,385 трлн руб., часть средств последнего размещена в долговых обязательствах иностранных государств и инфраструктурные проекты. Резервный фонд будет исчерпан к концу этого года, в 2018 году он пополнится на 623 млрд руб. за счет средств от покупки валюты, приобретаемой Минфином для абсорбирования излишней ликвидности при превышении расчетной цены за нефть, эти деньги также пойдут на покрытие дефицита. Из ФНБ на финансирование дефицита в 2017 году будет выделено 660 млрд руб., в 2018 — 171 млрд.руб. С 2019 года Россия прекратит трату резервов, а дефицит будет финансироваться заимствованиями. После слияния фондов ликвидная часть ФНБ, не вложенная в проекты, до 2020 года будет составлять 2,5 трлн руб., а общий объем фонда будет исчисляться 4,24 трлн руб.

Также Госдума приняла в третьем итоговом чтении правительственный закон о бюджетном правиле. По планам Минфина, который разработал законопроект, принятие нового бюджетного правила позволит снизить зависимость федерального бюджета от нефтяных цен.

Правило устанавливает предельный объем расходов для федерального бюджета. Теперь он не сможет превышать сумму нефтегазовых доходов за очередной финансовый год. Сумма нефтегазовых доходов рассчитывается при учете базовой цены на сырье (нефть и газ), прогнозируемых курса рубля к доллару, объема ненефтегазовых доходов и расходов на обслуживание госдолга.

Базовая цена барреля нефти при расчете бюджета должна составлять 40 долларов. С 2018 года стоимость сырья будет ежегодно индексироваться на 2%.