Почему «безбагажные» и невозвратные билеты не подешевели

Заботой о пассажирах объясняют авиакомпании появление невозвратных тарифов, исчезновение бесплатного багажа. Но вот беда: окружённые заботой люди платят за перелёты всё больше и больше.

Невозвратные билеты появились 3 года назад, в июне 2014 г. До этого момента все (!) авиабилеты можно было вернуть перед вылетом и получить обратно 75% от стоимости. А если пассажир сдавал билет более чем за сутки до рейса, то получал обратно все 100% оплаченной суммы. В течение 2 лет Минтранс активно продвигал закон, который отменил это правило. В ведомстве настаивали: когда появятся невозвратные билеты, полёты подешевеют, в стране начнут развиваться авиакомпании-лоукостеры. Однако уже тогда эксперты предостерегали: нововведение на руку только самим авиакомпаниям, но никак не пассажирам.

В середине 2014 г. поправки к Воздушному кодексу РФ, по¬зволяющие компаниям продавать невозвратные билеты, вступили в силу. «Благодаря этим переменам цены на перелёты по внутренним направлениям должны были снизиться на четверть», — вспоминает обещания чиновников директор по развитию сервиса по продаже авиабилетов Аркадий Гинес. Кому-то и вправду показалось, что произошло чудо: дескать, в июне — декабре 2014 г. доля билетов дешевле 5 тыс. руб. составляла около 38%, а в январе — июне 2017 г. — уже 68%.

Однако эксперты считают, что цены тогда снизились совсем по другой причине. «Появление невозвратных билетов на снижение стоимости перелёта не повлияло, цены пошли вниз из-за кризиса. Тогда сильно упало количество летающих по стране и за рубеж, и отчаявшиеся перевозчики, терявшие огромные деньги, предпринимали попытки удержать пассажиропоток», — уверена представитель международного туристического метапоиска в России Ирина Рябовол.

Да и снижением то, что произошло с ценами, можно назвать с трудом (см. таблицу). Например, если до введения невозвратных билетов рейс Москва — Санкт-Петербург — Москва стоил 5,6 тыс. руб., то потом 5 тыс., всего на 10% меньше. Удешевление было незначительным и коснулось только недорогих направлений. А вот такие перелёты, как Москва — Владивосток, наоборот, подорожали — с 13,8 тыс. до 17,3 тыс. руб.

Прилетайте к нам в Магадан

«Государство идёт авиакомпаниям навстречу уже который год. Им разрешили невозвратные билеты, снизили НДС с 18% до 10% на внутренних рейсах, отменили бесплатный багаж и даже снизили цены на топливо в некоторых аэропортах, но мы как летали в Москву из Магадана, Петропавловска-Камчатского и Анадыря за 50 тыс. руб. туда-обратно, так и летаем. Это дороже на 8 тыс., чем 3 года назад, когда были только возвратные билеты, — возмущается председатель Общественной палаты Магаданской области Яков Радченко. — Да и сейчас невозвратный билет лишь на пару тысяч дешевле, чем возвратный». Действительно, прямой рейс из Москвы в Магадан на 10 сентября с возвратным тарифом стоит 28 499 руб. (включён провоз 5 кг ручной клади и 23 кг багажа). А невозвратный тариф всего на 2 тыс. руб. дешевле — 26 499 руб., и взять с собой можно 5 кг ручной клади и лишь 10 кг багажа. Если чемодан тяжелее, за багаж придётся доплатить почти 5 тыс. руб. «С такими ценами при зарплате в 40 тыс. руб. семья из трёх человек даже летом отправиться на море не может — дорого», — добавляет Радченко.

Кстати, с появлением невозвратных тарифов и зарубежные перелёты не стали доступнее — наоборот, цены повысились

Хитрая арифметика

Ещё одна мера, якобы направленная на снижение цен, — поправки в Воздушный кодекс, разрешающие авиакомпаниям продавать билеты без багажа: за чемодан нужно доплатить. Нововведение вступит в силу с 1 октября. «Новый закон призван сделать перелёты дешевле на 10-20% (по прогнозам Минтранса), но лишь для тех, кто летает без багажа. Однако для преобладающего большинства пассажиров, которые всё-таки летят с багажом, цена только вырастет. Ведь в России туристов, которые путешествуют с одной небольшой сумкой в ручной клади, всего 10%», — считает Ирина Рябовол.

По словам Рябовол, на западном рынке авиаперевозок сейчас идёт обратный процесс — компании уходят от жёстких правил провоза багажа. «В аэропортах некоторых стран, вместо того чтобы вводить ограничительные меры для пассажиров, к сокращению расходов подходят технологично — например, внедряют стойки для самостоятельной сдачи багажа», — рассказывает эксперт.

Кстати, билеты с платным багажом уже появились в продаже. И что же с ценами? Удивительно, но билет на 10 сентября из Москвы в Ростов-на-Дону с багажом в 10 кг стоит 3150 руб. А улететь 10 октября без багажа можно уже за 3350 руб., ещё и за чемодан придётся доплатить 1003 руб. В итоге такой невозвратный билет обойдётся в 4353 руб. А возвратный на этот же рейс с багажом в 23 кг и ручной кладью в 5 кг стоит 3700 руб. Получается, что пассажир, думая, что билеты подешевели, выкладывает за них после каждого нововведения всё больше и больше.

Кстати

Средние цены на авиабилеты из России за рубеж в первой половине этого года упали на 15-20% по сравнению с тем же периодом 2016 г. Таковы данные сервиса продажи билетов «Туту.ру». Снижались цены на полёты за границу и во время прошедшего лета: ближнее зарубежье подешевело на 9,2%, дальнее — на 9,7%. Тарифы на путешествия в Европу при этом снизились только на 1,2%. А вот перелёты внутри страны подорожали на 1,3%. Самые популярные среди заграничных направлений — Прага, Ларнака (Кипр) и Мюнхен. В России в первой тройке — Сочи, Симферополь и Минеральные Воды.