Россия даже в трёхлетнем бюджете оказалась не готова рискнуть, а сделала ставку только на стабилизацию.

Научный руководитель Института экономики член-корреспондент РАН Руслан Гринберг не считает трёхлетний бюджет России, принятый в пятницу в первом чтении Государственной Думой, ни антикризисным, ни катастрофическим. Учёный только сожалеет, что правительство вновь предпочло бюджету развития, возможно довольно рискованному, бюджет стабильности.

На фоне хотя бы номинального роста расходов на оборону и правоохранительную деятельность, национальная экономика в финансовом расписании в очередной раз страны оказалась в роли пасынка. Даже в номинальном выражении расходы на инвестиции не растут, что не позволяет рассчитывать на то, что в ближайшее время экономика выйдет из нынешней депрессивно-стагнационной ситуации.

Проект бюджета не принёс больших неожиданностей, но к сожалению, не вселил и особого оптимизма. Такую оценку проекта федерального бюджета на 2017-2019 годы сделали специалисты возглавляемого Гринбергом Института экономики РАН. На пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» Руслан Гринберг серьёзное сожаление по поводу того, что, что даже при низкой инфляции на уровне 6-7 процентов уровень капиталовложений в экономику может упасть на 15-20 процентов.

Именно таков на сегодня бюджетный расклад. Считая выбранный курс на снижение вложений в национальную экономику контрпродуктивным, руководитель Института экономики напомнил, что стабильность такого рода, как сейчас в России, грозит перейти в застой, и нам просто необходимо избежать таких рисков.

Россия уже не первый год находится на пресловутом пороге радикальных экономических перемен, живёт в ожидании некоего просвета. Однако инициатором такого просвета в нынешних условиях никто другой, кроме государства выступить просто не в силах. У нас же по привычке критикуют государство за то, что его в экономике слишком много. Да его много, но совсем не там, где оно действительно нужно. В сфере регулирования бизнес-процессов государства у нас, по мнению члена-корреспондента РАН, и вовсе крайне мало.

При этом по традиционно принятому в мире показателю государственной квоты в бюджетных расходах Россия заметно уступает очень многим из развитых стран, к примеру, скандинавским. Там доля государства в расходах может даже превышать 50%, в то время как в России составляет только 36%. И это – при наличии в нашей экономике таких структур, как Газпром, Роснефть, Росатом или РЖД. Просто в России мало кто имеет представление о том, насколько мощным может быть при необходимости государственный бизнес за рубежом.

Специалисты Института экономики в своём заключении отметили, что снижение госинвестиций связано среди прочего с завершением ряда крупных инфраструктурных проектов. Это свидетельствует о том, что такие проекты, как реконструкция БАМа и Транссиба, строительство Керченского моста и высокоскоростных магистралей надо не ограничивать в финансировании, а всемерно поддерживать, стараясь всеми мерами стимулировать сопутствующие проекты меньшего масштаба.

Более того, именно серией масштабных проектов можно реально стимулировать общую инвестиционную активность в экономике страны. В качестве преимущества глобальных проектов Руслан Гринберг назвал тот факт, что они по определению оказываются за скобками конкуренции, развязывая руки правительству для свободного маневра ресурсами.

Эксперт обратил внимание на то, что трёхлетний бюджет сформирован исходя из цены нефти в 40 долл за баррель, что само по себе представляет определённый риск. Сейчас количество факторов ценопонижающего свойства несколько больше, чем факторов ценоповышающих. В целом, по оценке ИЭ РАН степень неопределённости по бюджетным разработкам остаётся очень высокой. При этом Руслан Гринберг обратил внимание, что на этот раз в проекте хотя бы не говорится о необходимости проведения структурных реформ в экономике. Учёный назвал это словосочетание «загадочным» и считает, что за ним скрывается что-то не очень социальное.

Возвращаясь к проблеме инвестиций, Руслан Гринберг отметил, что сложности тут никак не связаны с тем, что у нас якобы «денег нет». На самом деле деньги, и немалые, есть, как за рубежом, где всё ещё очень много желающих вложиться и неплохо заработать в России, так и в самой России. И дело вовсе не в высоком кредитном проценте, поскольку банковские кредиты составляют только 6-7 процентов от общего объёма инвестиций.

Главная же проблема, по мнению учёного, состоит в том, что ни у кого нет уверенности в завтрашнем дне, в отдаче от вложений. К тому же и бизнес-среда, и органы власти, как впрочем, и общество, достигли сейчас едва ли не критически низкого уровня договороспособности. Руслан Гринберг также считает ненормальной практикой, когда выбором приоритетов финансирования занимается министерство финансов, по сути – государственная касса.

Руководитель ИЭ РАН в своих неординарных оценках пошёл и дальше, предлагая создать условия для того, чтобы и не представленные в органах власти партии, и даже простые граждане получили возможность напрямую участвовать в процессе выбора приоритетных направлений бюджетного финансирования. Для этого, среди прочего, России, на взгляд Руслана Гринберга, неизбежно придётся пойти по пути резкого и очень солидного расширения полномочий органов местного самоуправления. И лучше сделать это раньше, чем позже.