Практикум для клиентов российских кредитных учреждений

Банкам клиенты не нужны. Им нужны их деньги. Да и деньги, как выяснилось, не особенно интересны. Конкретный случай с Банком Москвы ВТБ показал, что клиент остаётся помехой для банковской системы, которая живет по своим правилам и понятиям. И даже право собственности клиента особо не волнует банк. В общем, ВТБ получил резко отрицательный клиентский рейтинг. Лично для меня, и уверен – еще для многих.

С банковской сферой творится что-то неладное. Её трясёт. С одной стороны, банки трясёт ЦБ, а с другой – банки "трясут" своих клиентов. Причём о железном принципе "клиент всегда прав!" все забыли. Сколько скандалов сейчас вокруг юридических лиц, которым блокируют счета и тысячами лихо "заносят" в чёрные списки. Но и физические лица, как оказалось, не остались в стороне. Конкретный случай с Банком Москвы ВТБ показал всю неприглядную реальность в секторе "физиков".

С Банком Москвы, ныне ВТБ, отношения у меня давние. В бытность работы в газете все было просто и понятно. Редакция - зарплатный клиент, и все дела с картами сотрудников решала она. Был даже такой случай - мне банкомат не выдал деньги, вполне приличные - 5 тысяч. Так вот главный бухгалтер позвонил в банк и быстро решил проблему.

Но редакции вот уже как почти два года нет, а карта зарплатная осталась. Банк по этому поводу не переживал, и я не переживал - карта продолжала работать, расчёты по ней без проблем проводились, в том числе шло погашение кредита.

И тут подошел срок окончания работы карты. За несколько дней до "финиша" я зашёл в отделение БМ "Пятницкое", и спросил - не будет ли у меня проблем с пролонгацией карты. Сотрудник отделения посмотрел мои данные и сказал, что проблем не должно быть. Но надо идти в отделение "Никитское", так как оно выпускало эту карту, и новую карту "эмитирует" также оно. Я уже представил лучезарную картину – мне тут же (максимум через пару дней) вручают новую карту со словами – "Сергей Владимирович, вы у нас надёжный клиент, мы рады с вами дальше работать".

Реальность оказалась принципиально иной. В "Никитском" я появился первого ноября, и тут же начались проблемы. Карта перестала работать, пролонгировать ее нельзя, так как она, как оказалось, была не совсем моей, а как бы еще и предприятия. Сотрудница отделения Марина Ефимова сокрушалась – перед закрытием карты нужно было снять с неё деньги, и тогда проблем не было бы. Так, отметил я – мои деньги банку не нужны.

На аргумент - а ничего, что предприятия уже как полтора года нет, а все расчёты по карте мной и банком (по кредиту) тем не менее проводились - реакции не последовало. Далее стало ещё интереснее - персонального счета под эту карту у клиента нет, и вот так сразу деньги с карты вернуть невозможно. Если произошла утеря карты, то деньги вернут через 45 дней. Тут же г-жа Ефимова предложила написать заявление об утере карты. В итоге я отклонил этот вариант, так как деньги нужны мне сейчас, а не через полтора месяца.

Я предложил вариант – перевести зарплатную карту в категорию "личной" и продолжить по ней работать. Ведь по логике – многие меняют работу, а предприятия закрываются. И карту удобно оставить, так сказать, за собой. Сотрудница "Никитского" Марина Ефимова с удивлением посмотрела на меня, заявив, что она до сих пор не слышала о таком "преобразовании" карты. Но пообщавшись с коллегами, в итоге сказала – да, перевод карты в категорию "личной" возможен. Сколько же займёт перевод и выпуск новой карты? Ответ – три дня на перевод и выпуск карты – ещё дней пять. То есть неделя с хвостиком.

Во второй раз я появился в "Никитском" 13 ноября, будучи уверенным, что, может, новую карту ещё и не выпустили, но уж точно перевели в категорию "личной". Куда там – та же г-жа Ефимова стала объяснять, что первое заявление на перевод почему-то не прошло, и она отправила второе вот буквально вчера. И теперь нужно ждать – служба безопасности банка что-то проверяет.

И сколько она будет проверять меня и зачем? Ответ – неизвестно. Сотрудница дала свой телефон, сказав – звоните и узнавайте, что с картой. Вся неделя прошла в звонках и выяснениях – карта упорно не переводилась в "личную". В итоге мной было принято решение - следующую зарплату перевести на карту другого банка. Желание общаться с БМ ВТБ напрочь исчезло.

В пятницу вечером с г-жой Ефимовой не удалось созвониться, в понедельник она все же взяла трубку, ответив, что она "выяснит-выяснит, что с моей картой". Терпение закончилось, и я снова пошёл в отделение "Пятницкое", что рядом с работой. Там выяснилось, что карта до сих пор не переведена в категорию "личной". А сотрудница отделения заявила (!!!) что такое, в принципе, невозможно! Если у карты закончился срок, то её закрывают. И все! А деньги с неё можно получить не ранее, чем через 35 дней после закрытия. На вопрос – "почему мне

столько дней вешали "лапшу на уши" в другом отделении", она ответила, что за сотрудников в других отделениях она не может отвечать.

– А почему я не могу сейчас получить свои деньги, ведь это мои деньги?

- А вот у банка такие правила и всё.

Я продолжаю – сегодня должна произойти очередная выплата по кредиту, они могут быть списаны с этой карты (счёта)?

- Нет, не могут, деньги заблокированы.

- Почему заблокированы?

- Карта закончилась.

- Но карта – это всего лишь инструмент работы с деньгами на счёте, не так ли?

- А у нас не так, карта закончила свой срок, и все деньги заблокированы.

- А ка же мне произвести выплату по кредиту??

- А вот мы выдадим вам новую карту, причём бесплатную, с помощью неё и произведите оплату, а можно и через кассу.

- Но я хочу получить свои деньги!

- Надо подать заявление, и тогда мы сможем отдать ваши деньги не раньше 6 декабря. А лучше приходите 7 декабря, чтобы уж точно их получить.

Написал заявление. Произвёл выплату по кредиту (это у них происходит быстро и без проволочек). Выводы: деньги я свои заберу, отношения с БМ ВТБ будут сведены к минимуму – только по кредиту. Банк, по сути, потерял клиента. А клиент потратил кучу времени и нервов только для того, чтобы продолжить работать с банком. Практический совет клиенту: подходит срок окончания работы карты – забирай все свои деньги и забывай. Так будет лучше всего.

Финал – сегодня приходит эсэмэска от той самой Ефимовой из "Никитского": "ваша карта переведена в личную категорию". Всё! Занавес!