Если проблемные банки сливают, значит это кому-нибудь нужно

Намеченное Центробанком объединение банка «Открытие» и БИН-банка в единый госбанк стало темой дня ещё в конце января. Из одних только заголовков деловых изданий – «Санация санаторов», «Плохие долги хороших банков» или же «Центробанк открывает «Санаторий» вполне можно было сверстать неплохую реплику для колумниста. Но под шумок, точнее - под "шум и ярость" накануне грядущей Олимпиады тему легко спустили на тормозах. Между тем, уловка, к которой сейчас готов прибегнуть главный регулятор нашего банковского сектора – ЦБ РФ, имеет под собой весьма серьёзные причины и для того, чтобы её применить, и для того, чтобы о ней задуматься.

В Банке России давно не скрывают готовности любыми способами поддерживать кредитные структуры из числа избранных. Кто эти «избранные», стало понятно ещё прошлой осенью, когда СМИ заговорили о проблемах банков из «московского кольца». Характерно, что практически сразу вслед за этим и начали сыпаться именно те банки, на которые ЦБ делал ставку в своей глобальной операции по оздоровлению банковского сектора. Которую сторонние наблюдатели иначе как «зачисткой» не называют. Одним из первых итогов такой «зачистки» стало, к примеру, то обстоятельство, что в банковском списке ТОП-10 России ныне остался всего один действительно частный банк – Альфа.

И, судя по всему, продолжение следует. Для того, чтобы никого не вводить в заблуждение, заметим, что Центробанк сейчас оказался в ситуации, когда его, что называется, положение обязывает. Он сам в полной мере использовал мощности «Открытия» и БИНа для санации - возрождения других, менее успешных на тот момент кредитных организаций. И при этом основательно подорвал финансовую базу самих же санаторов, не раз вынуждая их принимать на себя не только проблемные активы, но и «плохие долги». Итог известен, довольно быстро эти санаторы оказались в ситуации, когда их отчётность перестала отвечать нормам самого же ЦБ. Не помогли даже очень солидные финансовые вливания из Центробанка под санацию других банков. Назрела необходимость санировать уже сами банк «Открытие» и БИН-банк.

Судя по ряду признаков, как в Центробанке, так и в банках-санаторах недооценили опасность почти бесконтрольного взятия «под себя» зачастую абсолютно неликвидной собственности и взятия «на себя» множества совершенно неподъёмных обязательств. Когда надо было рассчитываться с вкладчиками и кредиторами, не помогала даже помощь специалистов из АСВ – ассоциации страхования вкладов, явно перегруженной работой, и явно испытывающей сейчас серьёзные финансовые трудности.

Похоже, тех, кто санировал других, ввёл в заблуждение и тот факт, что в 2017 году наконец-то стал сворачиваться процесс массового отзыва лицензий у банков. После почти 100 ежегодных «лишений», всего 48 отзывов лицензий в 2017 году казались обнадёживающим рубежом – даже минимумом. У этих 48-и и активов-то было всего на 0,8 трлн рублей – доля в общей массе банковских активов меньше 1 процента. Впрочем, всё это подсчитывалось раньше - без учёта «Открытия», БИНа, а ещё и Промсвязьбанка.

При этом казалось, что с последними из тех, кого лишали банковских лицензий уже в 2017 году, проблем у ЦБ и банков-санаторов будет намного меньше, чем было у первых. На практике же всё оказалось совсем не так, и это очень больно и ударило и по «Открытию», и по БИНу. А ведь когда-то Центробанк уверенно зачислил эти банки в список «избранных» – то есть структурообразующих.

И вот теперь Банк России идёт не только на санацию, но и на объединение «Открытия» и БИН-банка. Какие средства будут выделены на создание объединённого банка и подчистку грехов банков, санируемых сейчас и уже санированных ранее, пока неизвестно. Рулить же и самими банками, и выделяемыми для них средствами будет уже не банк-инвестор и даже не Ассоциация страхования вкладов (АСВ), а управляющая компания самого же ЦБ. Она и должна полностью исключить порочную практику, когда банк-инвестор использовал средства, выделенные на санацию, на развитие собственного бизнеса. Складывается впечатление, что в «Открытии» и БИНе такой практикой успели попользоваться, что тоже могло стать одной из причин такого плавного, но очень неожиданного перехода этих банков из сана гордых «санаторов» в штрафной батальон «санируемых».

Передача управляющих функций от банка-инвестора и АСВ к подотчётной непосредственно ЦБ компании уже заложена в принятом Банком России новом механизме санации. На наш взгляд, это и есть та самая уловка ЦБ, которая в случае с «Открытием» и БИН-банком должна сработать на практике в первый раз. Надеемся, что не в последний. Как любил говорить экс-глава ЦБ РФ Виктор Геращенко, «банки терять не страшно, страшно терять их деньги…»

Завершая этот краткий разбор полётов, остаётся отметить, что последние решения ЦБ РФ могут иметь очень далеко идущие последствия. Речь идёт о той самой тенденции перевода значительной части нашего банковского сектора на государственные рельсы. С точки зрения либералов от экономики, она, конечно, не слишком вдохновляющая. Зато вполне здравая с точки зрения нынешних реалий.

Это, во-первых, конечно – санкции, и связанная с ними перспектива всё большего свёртывания взаимовыгодного сотрудничества с Западом. Во-вторых, всё более ощутимый разворот нашей экономики на Восток, где, причём не только в Китае, госсектор присутствует в деловой среде в ничуть не меньшей, а скорее – в куда большей степени, чем в России. И в-третьих – приход, а точнее, возвращение государства в банковский сектор напрямую связано с решением стратегических задач государства, и в том числе с реализацией проектов такого масштаба как Крымский мост или реконструкция БАМа и Транссиба, о которой сейчас как-то подзабыли. Хотя этой весной, между прочим, будет пробита вторая ветвь Байкальского тоннеля, и уже не за горами открытие сквозного двухпутного движения по трассе, способной не только влиться в пресловутый «Шёлковый путь», но и составить ему серьёзную конкуренцию.

Кстати, третья из причин на днях уже получила подтверждение – ещё один из попавших под санацию банков – «Промсвязьбанк» должен стать государственным, а заодно и базовым для финансирования Гособоронзаказа.