Министр экономики Японии: ВЭФ стал важной площадкой для непрерывного диалога с Россией

Министр экономики, торговли и промышленности Хиросигэ Сэко, отвечающий в японском правительстве за развитие связей с РФ, в преддверии четвертого по счету форума рассказал о значении площадки ВЭФ для сотрудничества между двумя странами, об активизации межпарламентских контактов и об участии японских компаний в совместных с РФ проектах в сфере энергетики и транспорта.

— В этом году Восточный экономический форум во Владивостоке проводится уже в четвертый раз, и Япония является его регулярным участником. Насколько большая будет делегация Японии в этом году, проекты в каких сферах планируется обсудить? Стал ли за эти годы ВЭФ главной площадкой для контактов между Россией и Японией в области бизнеса?

— Японское бизнес-сообщество испытывает огромный интерес к Восточному экономическому форуму, и мы ожидаем участие множества компаний и их представителей в этом году. Также мы ожидаем, что в этом году, как и в прошлом, в проходящем в рамках ВЭФ японско-российском круглом столе от японской стороны примет участие порядка 200 человек. Мы планируем провести активную дискуссию на тему развития японско-российского сотрудничества, сосредоточившись в первую очередь на проектах на Дальнем Востоке России.

Для расширения японско-российских экономических связей необходим непрекращающийся диалог между правительствами и бизнес-сообществом двух стран. И Восточный экономический форум до сих пор всегда был крайне важной площадкой, которая предоставляла возможность для ведения такого диалога. Думаю, что так будет и в дальнейшем. И продвигаемый под руководством премьер-министра Синдзо Абэ и президента Владимира Путина план японско-российского сотрудничества из восьми пунктов развивался вместе с этим форумом.

— Что необходимо для достижения окончательного соглашения о ведении совместной экономической деятельности на южных Курильских островах?

— В ходе японско-российских переговоров на высшем уровне, которые прошли в декабре 2016 года, лидеры наших государств выразили искреннюю решимость положить конец проблеме отсутствия мирного договора между Японией и Россией. Вместе с тем они договорились начать переговоры об осуществлении на четырех островах (имеются в виду острова южной части Курильской гряды) совместной экономической деятельности, которая бы не нарушала правовых позиций обоих государств. И на основе этой договоренности до настоящего момента велся диалог на самых различных уровнях.

Японской стороной на эти территории были направлены две специальные исследовательские миссии. В ходе встречи на высшем уровне в сентябре прошлого года были обозначены пять приоритетных областей для совместных проектов. И активное обсуждение этого вопроса велось на административном уровне, включая встречу на уровне заместителей министров, которая прошла 30 августа в Москве. Я хотел бы воздержаться от прогнозов по поводу того, как пройдет предстоящая японско-российская встреча на высшем уровне, но мы ожидаем, что лидеры двух государств отметят достигнутый конкретный прогресс в деле реализации совместных проектов.

— В России активизировалась дискуссия по поводу строительства моста на Сахалин. Какую роль этот проект может сыграть для развития российско-японских отношений?

— Я думаю, что для оценки этого проекта необходим тщательный технико-экономический анализ такого вопроса, как строительство железнодорожной трассы, соединяющей Сахалин с материком, и вопроса модернизации Транссибирской магистрали в целом. Также, если говорить о столь масштабном проекте национального уровня, необходимо, чтобы японское население поддерживало развитие и расширение долгосрочных российско-японских отношений. И чтобы эта поддержка была сильней, чем до сих пор.

— В качестве депутата парламента Японии вы активно проводите обмены с российскими парламентариями. Как вы оцениваете подобный формат взаимодействия и какие встречи по этой линии планируется провести в ближайшее время?

— Мы приветствуем недавние обмены между парламентариями РФ и Японии. Они представляют собой одну из важных основ российско-японских отношений, кроме того, они связаны с расширением гуманитарных обменов, которые включены в план двустороннего сотрудничества из восьми пунктов.

Как председатель российско-японского Дискуссионного клуба палаты советников парламента Японии я придаю большое значение обменам с [председателем комитета Совета Федерации по международным делам Константином] Косачевым, который в свою очередь возглавляет Консультативный совет по содействию российско-японскому межпарламентскому и межрегиональному сотрудничеству. Я рад, что деятельность этих двух организаций развивается благодаря откровенному диалогу с господином Косачевым.

Кроме того, эти два формата делают упор на развитие межрегионального сотрудничества Японии и РФ. До настоящего времени обмены осуществлялись между префектурами на побережье Японского моря, северным островом Хоккайдо и регионом Тохоку. Однако сейчас масштаб обменов расширяется, и я как председатель Дискуссионного клуба намерен продолжать оказывать этому содействие.

— Япония имеет опыт участия в совместных с РФ проектах по производству сжиженного природного газа (СПГ), в частности "Ямал СПГ". В 2023 году должен состояться запуск завода компании "Новатэк" "Арктик СПГ-2". Рассматривает ли Япония возможность вхождения в этот проект, и если да, как продвигаются переговоры на этот счет?

— Как отметил премьер-министр Абэ в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме в мае этого года, Япония заинтересована в сотрудничестве в Арктике. В настоящее время японские компании ведут обсуждение с российской стороной по проекту "Арктик СПГ-2", а также по проекту создания терминала СПГ на Камчатке. Мы от лица правительства хотели бы поддержать японские компании, чтобы они рассмотрели возможность участия в них.

— Насколько перспективным на ваш взгляд является проект Японии и России по совместной перевозке грузов по Транссибирской магистрали, и как он отразится на экономическом сотрудничестве и товарообороте между двумя странами?

— Япония ведет сотрудничество с РЖД, чтобы продвигать использование Транссиба в качестве третьего варианта перевозки грузов вслед за морским и воздушным. С августа этого года Япония и Россия запустили тестовые перевозки, чтобы выявить проблемы Транссиба. Основываясь на результатах этого проекта, мы рассчитываем, что возможности использования этой магистрали прояснятся в течение 2018 финансового года.

Мы считаем, что использование Транссиба внесет свой вклад в двустороннее экономическое сотрудничество и расширение торговли. Я надеюсь на дальнейшее продвижение [по проекту] использования Транссиба.