Аппарат правительства готовят к реформе, которая никому не нравится

Аппарат правительства готовится к большой реорганизации, которая может ослабить аппаратные позиции вице-премьеров. Как выяснил The Bell, их секретариаты будут сокращены, а взамен заместители Дмитрия Медведева получат новые профильные «мегадепартаменты» — но контролировать их работу будет специальный департамент по надзору, который будет подчиняться автору реформы — вице-премьеру Константину Чуйченко, поделились с The Bell три вице-премьера, руководитель секретариата и два работника аппарата правительства.

Главное:

Профильные департаменты поделят 10 вице-премьеров, но надзирать за ними будет только один — Константин Чуйченко.

Экспертные департаменты потеряют самостоятельность — исчезнет закрытая каста «суперкомпетентных чиновников».

Любая реформа парализует работу правительства, а как оно будет работать после нее — «одному богу известно», опасаются собеседники The Bell.

Реформа аппарата правительства обсуждается с момента, когда Владимир Путин после выборов сформировал новый кабинет. Она предусматривает сокращение штата секретариатов вице-премьеров и укрупнение под их нужды профильных департаментов, говорят собеседники The Bell.

The Bell узнал, какой вариант реформы сейчас считается главным— изначально их было несколько. После реформы административные департаменты сохранятся, а профильные будут преобразованы в «мегадепартаменты», которые перейдут в подчинение вице-премьерам, рассказывает федеральный чиновник. Параллельно будут сокращены секретариаты вице-премьеров: помощники, курирующие различные профильные направления, должны будут перейти в мегадепартаменты, в секретариатах останутся только протокол и люди, ответственные за специальные поручения. Официальных объявлений о предстоящих изменениях пока не было.

Сейчас в структуру аппарата правительства входят: секретариаты премьера Дмитрия Медведева и его десяти заместителей, аппарат коллегии военно-промышленного комплекса и 24 департамента: от административных до профильных, курирующих различные области — от экономики и финансов до культуры. В каждом секретариате вице-премьера работает от 15 до 23 сотрудников. Штатная численность департаментов варьируется: чем шире профиль, тем больше людей. В департаменте культуры может работать до 20 человек, а в департаменте промышленности более 50. А один из самых многочисленных — департамент пресс-службы и информации, в нем трудятся более 80 человек. В 2012 году штатная численность аппарата правительства составляла 1242 единицы.

Автор реформы — руководитель аппарата правительства — вице-премьер Константин Чуйченко. Предполагается, что ему будет подчиняться департамент, у которого будут функции надзора за всеми остальными.

Чуйченко окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета. Учился в одной группе с Дмитрием Медведевым. Позже работал в «Газпроме», возглавлял юридический департамент, входил в правление. С 2008 по 2018 годы занимал должность помощника президента — руководителя контрольного управления администрации президента.

Самому правительству предстоящие изменения очень не нравятся.«Де-факто, если задумка будет реализована в таком виде, она принесет только дополнительную нагрузку», — говорит федеральный чиновник. Если сейчас в подготовке решений правительства участвуют сотрудники разных департаментов, то после реформы за каждое судьбоносное решение будет отвечать «один вице-» и один департамент.

«Как это будет работать, например, при выработке решений по социальной политике, где требуется экспертиза разных специалистов — и в части социальной политики, и в части экономической, — одному богу известно», — переживает собеседник The Bell.

Есть и другая причина для недовольства. По замыслу Чуйченко, новые «мегадепартаменты» формально будут подчинены вице-премьерам, но осуществлять надзор за их работой будет специальный департамент, который будет подчиняться самому Чуйченко.

«Как ни крути, получается двойное подчинение, при этом главным становится тот, у кого надзор, — то есть Чуйченко», — комментирует один из собеседников The Bell. «Якобы все задумывалось для усиления роли вице-премьеров за счет более четкого разграничения полномочий, — объясняет другой чиновник. — Но получается, что вице-премьер действительно усиливается. Один. И это Чуйченко».

После реформы аппарат правительства тоже превратится в «не место для дискуссий», опасаются наблюдатели.

Полномочия вице-премьеров менялись вместе со сменой правительств, зато полномочия руководителей профильных департаментов правительства на протяжении многих лет оставались фактически неизменными. При этом профильные департаменты, которые в целом вырабатывают стратегию развития страны, не подчинялись вице-премьерам. Такая структура сохранялась с 1997 года, напоминает эксперт Московского центра Карнеги Константин Гаазе. Предполагалось, что вице-премьеры будут меняться вместе с их штатом советников и помощников, зато руководители и сотрудники департаментов — каста суперкомпетентных чиновников — сможет обеспечить преемственность и сохранить экспертизу в масштабах экономики в целом, объясняет он.

«Путин, когда был премьером, хотел, чтобы аппарат правительства оппонировал его замам, никогда не было прямого подчинения департаментов вице-премьерам, — рассказывает Гаазе. — И понятно почему: полномочия вице-премьеров определяются во многом субъективными факторами (что конкретный вице-премьер как управленец может), но экспертная функция от этих субъективных факторов зависеть не должна».

Окончательное решение по реформе должно быть принято в начале весны, писал РБК. Чуйченко в своем недавнем интервью «Коммерсанту» рассказал о планах преобразовать департамент «Открытого правительства» в специальный департамент по контрольно-надзорной деятельности, но о других аппаратных преобразованиях умолчал. Пока реформа не одобрена премьером Дмитрием Медведевым. «В таком виде он ее не подпишет», — уверен один из собеседников The Bell. Другой более скептичен: «нынешние зампреды вряд ли готовы консолидироваться, чтобы выступить против Чуйченко».

Изменения готовятся, о формате и масштабе говорить преждевременно, ответила на вопросы The Bell пресс-служба правительства.

«Идея разделить департаменты аппарата между вице-премьерами — неправильная, — считает Гаазе. — Стирается различие между политическими бюрократами и профессиональными. К тому же замысел изменений таков, что в 2024 году правительство придется снова реформировать, потому что придут новые вице-премьеры».

Правительство — сложная бюрократическая структура, работу которого любая радикальная реформа парализует минимум на полгода. Сейчас 46% россиян, по данным «Левада-центра», считает, что кабмин не справляется с вызовами сегодняшнего дня. Реформа едва ли добавит правительству эффективности, но от «вызовов сегодняшнего дня» точно отвлечет.