Россия пока только справляется с санкциями. Придёт ли время ими воспользоваться?

Продолжение. Начало читайте в выпуске Сводка+ от 27 апреля.

Пригодится ли России опыт Китая после введенных в 1989 году санкций из-за событий на площади Тяньаньмэнь. Напомним, тогда в результате вооруженного подавления протестов погибло много людей (точных оценок числа погибших нет).

В то время экономика Китая находилась на сопоставимом с современной Россией уровне. И с тех пор экономика КНР сделала впечатляющий рывок, уверенно заняв место всемирной мастерской. Так стоит ли нам отказываться от подобной перспективы?

Тогда, несмотря на санкции со стороны США, европейских стран, Канады, Японии и ряда международных организаций, Китай провел масштабные реформы для «разгосударствления» экономики и ускоренного создания рыночных институтов. В частности, авторы упоминают такие меры, как сокращение масштабов государственного планирования, либерализация ценообразования, реформирование государственного сектора экономики, частичная приватизация, коммерциализация банковского сектора, либерализация внешней торговли.

Также исследователи ВШЭ обращают внимание на принятые китайскими властями меры для привлечения прямых иностранных инвестиций:

полное или частичное открытие для иностранного капитала ранее закрытых отраслей (розничная торговля, внешняя торговля, финансовый сектор, сфера услуг);

допуск иностранных инвесторов к акционированию госпредприятий, появление портфельных иностранных инвестиций;

снижение налоговой нагрузки на иностранные и совместные предприятия;

создание новых особых экономических зон.

Все это принесло Китаю хороший результат, констатируют авторы. «Снижение темпов роста китайской экономики оказалось довольно непродолжительным, и уже в 1993 году страна вернулась к двузначным показателям экономического роста. Наблюдавшийся на фоне санкций резкий спад импорта был полностью преодолен уже в 1992 году, а тремя годами позже объем импортных поставок вдвое превысил досанкционный уровень», — пишут они.

В целом все страны, подвергшиеся значительным экономическим санкциям (помимо Китая и Ирана авторы рассматривают также Мьянму, Венесуэлу и КНДР), следовали по схожим путям, резюмируют авторы. Они расширяли взаимодействие со странами, не присоединившимися к санкциям, диверсифицировали торговых партнёров, проводили экономическую либерализацию, давая позитивный сигнал иностранным инвесторам, искали способы обхода ограничений для сырьевого и энергетического экспорта.

Что касается ограничений в научном сотрудничестве, то в условиях санкционного давления некоторые страны «делали ставку на автаркичное технологическое развитие с опорой на собственные компетенции». И хотя такой подход не исключал локальных успехов и «даже весьма заметный общий прогресс», в долгосрочной перспективе он «неизбежно влёк за собой нарастающее технологическое и экономическое отставание».

Пути для России из «лабиринта санкций»

Для России исследователи из ВШЭ выделяют несколько драйверов экономического развития в условиях санкций.

«Быстрое» и технологическое импортозамещение. Период 2022–2023 годов оказался достаточно успешным с позиций прохождения кризиса в том числе и потому, что был задействован потенциал «быстрого импортозамещения» за счет налаживания новых связей и использования обратного инжиниринга, указывают авторы. Однако в дальнейшем потенциал такого замещения будет снижаться, предупреждают они. «Задача быстрого наращивания российского технологического потенциала может достигаться не только интенсификацией проведения российских исследований и разработок, но и развитием совместных производств, причем не только в российской, но и зарубежной юрисдикциях», — предлагается в докладе.

Рост малого и среднего бизнеса, развитие инновационного предпринимательства. После 2022 года впервые сложились предпосылки к тому, чтобы МСП стало значимым фактором экономического роста, отмечают авторы. Уход с российского рынка иностранных компаний, проблемы с импортом расширили рыночные ниши для развития малого и среднего бизнеса. Для реализации его потенциала необходимо изменить логику поддержки МСП, сделать ставку на обеспечение динамики, инновационности роста, на включение МСП в сети субподряда.

Страновая и продуктовая диверсификация экспорта. Сохранение и расширение продуктового многообразия российской экономики — необходимая предпосылка к новым международным партнерствам, подчеркивается в докладе. Одним из способов может стать расширение и релокация прямых иностранных инвестиций российских компаний для создания совместных компаний в иностранных юрисдикциях, что поможет улучшить доступ к передовым технологиям, считают эксперты ВШЭ.

Новые прямые иностранные инвестиции. Источниками технологических инвестиций могут быть уже закрепившиеся на рынках малые и средние технологические компании нейтральных стран, быстрорастущие технологические компании, стартапы, только выходящие на мировые рынки, и крупные многонациональные компании нейтральных стран. Для последних авторы предлагают создавать наилучшие условия ведения бизнеса, например, за счет нулевой ставки корпоративных налогов.