Новая идея может улучшить социально-экономическое положение Сибири и Дальнего Востока

Московские ученые начали трехлетний проект по разработке новых принципов организации транспортной системы Сибири и Дальнего Востока. Проект создан по заказу Русского географического общества и призван улучшить социально-экономическую ситуацию в Сибири и Дальнем Востоке. Он носит название «Зональная мультимодальная транспортная система как основа новой комплексной схемы размещения и развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока».

Основная идея проекта состоит в том, чтобы изучить возможности развития на севере региона «транспорта наоборот», основанного на принципиально новых принципах организации перевозок.

Например: если в более южных районах основной упор делается на строительство как можно более густой сети стационарных дорог, по которым перемещаются обычные автомобили, то на Севере, как предполагают авторы проекта, часто эффективнее могут оказаться вложения в развитие и распространение видов транспорта, не требовательных к дорогам – от малой авиации до внедорожных автомобилей. Сейчас на севере уже и так многие используют разнообразные внедорожные виды транспорта – снегоходы-«Бураны», модернизированные автомобили, вездеходы, снегоболотоходы и т.д. – зачастую самодельные. В современных условиях использование самодельного транспорта зачастую чревато проблемами с официальными инстанциями. Изучить возможности безопасной легализации «живопырок», жизненно необходимых на бездорожье – это одна из задач работы. Действительно, начат проект очень необычный, и его результаты могут принести немало сюрпризов.

Амбициозная цель проекта – показать конкретные механизмы функционирования транспортной системы Сибири и Дальнего Востока в деталях, т.е. с прорисовкой микроуровня. Обычно ученые изучают транспорт «сверху», как бы с высоты птичьего полета, по картам, висящим в московских кабинетах. Не так построена эта работа. Авторы проекта убеждены, что понять реальные механизмы работы транспортной системы можно только на местах, изучая жизнь и связь с внешним миром конкретных городов и поселков, конкретных перевозчиков и пассажиров.

В основу проекта положен принцип зональности, широко применяющийся в изучении природы. В условиях Сибири и Дальнего Востока, оказывается, зональному принципу подчиняется не только природа, но и многие стороны жизни человека, и в частности – транспорт. Чем севернее – тем более гибкие транспортные схемы и графики движения, и тем «гуманнее» становятся перевозчики: не только попутки, но и поезда иной раз останавливаются на безлюдных арктических просторах «по требованию» человека. Да и сами транспортные средства здесь почти очеловечиваются: если на юге водитель полагается на помощь ремонтных служб, то на Севере водитель, как правило, еще и асс ремонта, да и на трассе буквально сродняется с машиной, которая становится как бы продолжением человека. Все эти нюансы – не лирика, но объективные условия эксплуатации транспортной сети в условиях Сибири и Дальнего Востока, и могут и должны учитываться при планировании транспортной системы страны.

Сейчас уже подготовлены детальные характеристики по каждому из сотен муниципальных районов зоны Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Сибири и Дальнего Востока; для этого проведен детальный анализ публикаций в местных и региональных СМИ, официальных документов местных властей, и даже данных социальных интернет-сетей. Учитывались и федеральные трассы, и аэропорты, и ледовые переправы, и зимники, и вездеходы-самоделки. По полученным данным проведена предварительная типология районов по особенностям локальных транспортных систем. На следующие годы запланирована серия экспедиций в глубинные районы Севера от Ямала до Чукотки. В задачи экспедиции будет входить как проверка предварительных выводов, так и поиск узких мест в локальных транспортных системах, существенно усложняющих жизнь в конкретных районах.

Работы финансируются по гранту Русского географического общества совместно с РФФИ «Зональная мультимодальная транспортная система как основа новой комплексной схемы размещения и развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока» и будут продолжаться три года. Исполнитель проекта — научно-практическая структура АНО «Институт регионального консалтинга». Руководит проектом доктор географических наук А.Н. Пилясов, имеющий большой опыт работы на Севере и в Арктике: он много лет руководил Центром экономики Севера и Арктики Совета по изучению производительных сил, ранее работал в Госкомсевере и других структурах. Разработчики проекта надеются получить обратную связь от жителей Сибири и Дальнего Востока по перспективам развития транспорта в этих регионах.

Сотрудник АНО «Институт регионального консалтинга» (г. Москва) .