Транзитный конфликт с Украиной создает риски для российского экспорта

Пока Россия продает рекордные объемы газа и угля в Европу, однако ситуация вскоре может измениться сразу по двум причинам. Во-первых, новое правительство Германии собирается увеличить долю возобновляемой энергетики к 2030 году до 65%. А во-вторых, транзитный конфликт с Украиной грозит России потерей доли на европейском рынке. Об этом предупреждают эксперты агентства Standard&Poor's.

Немецкая Deutsche Welle сообщает об одобрении коалиционного договора между консервативным блоком Христианско-демократического и Христианско-социального союза (ХДС/ХСС) и Социал-демократической партии Германии (СДПГ). Одобрение этого 177-страничного документа превратило его в официальную программу нового правительства Германии, пишет DW.

В новой программе заметная роль отводится в ускоренном отказе от ископаемых энергоносителей и в форсированном развитии возобновляемой энергетики ради защиты окружающей среды и глобального климата. В частности, в главе «Энергетика» экономического раздела программы говорится о том, что необходимо «стремиться к 2030 году довести долю возобновляемой энергетики примерно до 65%». Речь фактически идет об удвоении этой доли всего за десять с небольшим лет, подчеркивают в DW, напоминая, что по итогам 2017 года доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в немецкой энергетике достигала всего 33-36%.

Очевидно, для реализации этих целей новое правительство ставит задачу уже в 2019-2020 годах увеличить генерирующие мощности «как ветропарков на суше, так и фотовольтаики соответственно на 4 гигаватт», пишут немецкие СМИ. Заметим, восемь гигаватт дополнительной мощности равны приблизительно 7-8 атомным электростанциям.

Кроме того, одним из элементов коалиционной программы должен стать «план поэтапного сокращения и прекращения использования угля в производстве электроэнергии». Это означает, что уже со следующего года Германия может начать активно закрывать наиболее старые и вредные с точки зрения выброса углекислого газа угольные электростанции, что сократит закупки угля, в том числе в России, делают вывод в DW. «Причем в течение десятилетия эти закупки могут полностью сойти на нет, поскольку в качестве возможной даты окончательного отказа от угля часто называется 2030 год. Так что у российских угольщиков долгосрочных перспектив на немецком рынке нет», – полагает издание. Впрочем, подобные планы идут вразрез с действительностью. С 2011 года поставки угля в страну только росли, напоминает DW.

Перспективы российских газовиков, судя по тексту документа, более неопределенные. «В главе «Энергетика» природному газу уделено минимальное внимание. Там, в частности, нет ни слова про газопроводы, тем более про «Северный поток-2», – замечают немецкие СМИ.

Ясно одно – новое правительство делает ставку на сокращение энергопотребления. В частности, до 2050 года оно должно быть сокращено на 50%. «Достижение столь амбициозной цели должны обеспечить энергосбережение и повышение энергоэффективности во всех сферах жизни. Это – плохая новость для «Газпрома», который, обосновывая, к примеру, необходимость «Северного потока-2», исходит из растущего или хотя бы стабильного энергопотребления и, в частности, использования природного газа в Германии и в целом в ЕС», – замечают немцы.

Впрочем, эксперты не склонны драматизировать ситуацию. «Позиции российского ТЭК в Европе пока достаточно устойчивы, спрос на газ в Европе растет, и «Газпром» занимает 34 % рынка. В целом, российский ТЭК все еще высоко ценится в Европе, не смотря на ее устремленность в новое «зеленое» будущее», – замечает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. Тем не менее, продолжает он, России уже сейчас необходимо задумываться о том, что Европа в долгосрочной перспективе вполне может стать более независимой и зеленой, и сократить поставки российских энергоносителей.

Несмотря на цели Германии увеличить долю возобновляемой энергетики, пока паниковать и переживать о будущем российского ТЭК в Европе не стоит, соглашается замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Анна Кокорева. «Во-первых, нарастить мощности за счет так называемых «чистых» источников энергии не так просто, это работа не одного года. Во-вторых, на это тоже нужны ресурсы, земельные, морские и материальные. Ветряки занимают определенную площадь, имеют ряд ограничений по размещению. В-третьих, экономика ЕС и Германии не стоит на месте и чем дальше, тем выше потребность Европы в российском газе», – рассуждает она.

«Наращивание доли ВИЭ до 65% – планы не только долгосрочные (аж до 2031 года), но и очень затратные, требующие колоссальных инвестиций», – замечает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. «Зеленая энергетика – энергетика дорогая, а мы говорим о стране с самыми высокими в Европе ценами на электроэнергию, потребителями которой выступают не только рядовые бюргеры, но и промышленные предприятия, формирующие доходы государства от экспорта. По факту зеленая энергетика будет оплачиваться потребителями, поэтому в интересах правительства сделать переход в новую эпоху ВИЭ максимально мягким», – считает он, полагая, что без угля и газа такой переход невозможен.

Кроме того, напоминают эксперты, страна не торопиться и отказываться от угля. «Сейчас в ФРГ строится 23 новые угольные электростанции, реализуется программа по модернизации старых ТЭС», – рассказывает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. «Сегодня экспорт угля в ЕС составляет 56% от всего экспортируемого объема российского угля. Доля РФ на рынке угля в Европе составляет 32%», – добавляет Кокорева, не исключая, что в этом сегменте присутствие России может сократиться.

Очевидно, также не может не влиять на перспективы российского ТЭКа в Европе и разрастающийся конфликт между «Газпромом» и украинским «Нафтогазом». Напомним, на прошлой неделе Стокгольмский арбитраж вынес решение по спору «Газпрома» и «Нафтогаза» по транзиту газа, которому обрадовались в Украине, но в штыки встретили в РФ. Уже позднее «Газпром» и вовсе заявил, что расторгнет контракты с Незалежной, не дожидаясь их завершения в 2019 году. Несмотря на это в «Нафтогазе» выступили с предложением привести контракты с «Газпромом» «в соответствие с нынешним украинским законодательством». Об этом, в частности, говорил коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко. По его словам, «Нафтогаз» готов к переговорам с «Газпромом», а, в случае неудачи, – к новому арбитражу. Кроме того, в украинской компании не видят оснований для разрыва контракта на транзит газа по территории Украины и надеются сохранить поставки как украинскому, так и европейскому потребителю. «С нашей стороны мы говорим о том, что мы не хотим отменять контракт на транзит ни в коем случае. Это наша принципиальная позиция», – говорит Витренко.

Между тем, отказ от транзитного соглашения с Украиной несет России ряд фундаментальных рисков, предупреждают аналитики международного рейтингового агентства Standard&Poor's (S&P). «Отсутствие надежного транзитного соглашения несет риск для экспортных поставок и рыночной позиции «Газпрома», запустившего процедуру расторжения украинских контрактов», – уверены в компании. В частности, поясняют в организации, в долгосрочной перспективе сомнения клиентов относительно надежности поставок будут снижать привлекательность трубопроводного газа «Газпрома» в сравнении с другими видами топлива, а также альтернативными поставками газа, что в итоге может повлиять на решения регулирующих органов относительно планируемых Газпромом альтернативных маршрутов, отмечает агентство.

Тем не менее, S&P не ждет значительных перебоев в поставках «Газпрома» в Европу, где компания занимает треть рынка. «Насколько мы понимаем, несмотря на текущие разногласия, поставки газа через Украину в Европу будут продолжены... Европейским покупателям трудно найти замену «Газпрому», особенно во время наблюдаемых в настоящее время сильных холодов», – говорится в обзоре.

В тоже время, по мнению аналитиков, у Евросоюза появляется больше стимулов для решения вопросов, связанных со строительством трубопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток». «Однако мы полагаем, что даже в случае успешного запуска новых газопроводов, украинский транзит может быть востребован для покрытия сезонных пиков и удовлетворения спроса некоторых потребителей», – говорят экономисты, полагая, что украинский вопрос «Газпрому» все равно придется решить. «Окончательно закрыть транзит через Украину, даже при условии запуска еще двух трубопроводов, не удастся», – подчеркивают в S&P.

Эксперты - в каком случае Европа может отказаться от «Северного потока-2» в пользу СПГ из США

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета Игорь Юшков видит два сценария развития ситуации вокруг строительства трубопровода «Северный поток-2». Интервью с ним публикует деловая газета «Взгляд».

Юшков уверен, что для позитивного сценария, который подразумевает одновременную реализацию «Северного потока – 2» и сохранение транзита через Украину, необходимы трехсторонние переговоры между Украиной, Россией и ЕС.

«Эффективность этого формата мы уже видели в рамках подписываемых ранее зимних пакетов. На мой взгляд, это вообще единственная возможность хоть как-то договориться с «Нафтогазом», –рассказал Юшков, который называет единственной проблемой подобного формата переговоров позицию России, которая не видит такой необходимости.

Также эксперт не видит угрозы «Северному потоку-2» и в конфликте газовых компаний России и Украины.

«Речь, по сути, идет о переписывании действующих контрактов с учетом тех корректировок, которые внес Стокгольмский арбитраж. Там настолько сильные изменения, что надо действительно подписывать новые соглашения», – поясняет эксперт.

Второй сценарий развития событий вокруг строительства трубопровода не выгоден России.

«Американцы будут давить на Киев, чтобы он начал процесс взыскания 2,6 млрд долларов, которые Стокгольмский арбитраж выставил Газпрому. «Нафтогаз» подает иск в украинский суд, который арестовывает имущество Газпрома на территории Украины. А это и есть транзитный газ», –рассказывает изданию Юшков, который считает, что в этом случае «Нафтогаз» будет попусту воровать транзитное топливо из трубы, которая поставляет газ в Европу. Отобрать газ на всю сумму, которую присудила «Газпрому» Украина не успеет, поскольку, при подобном развитии событий российская компания «перекроет вентиль», что приведет в свою очередь к «энергетическому коллапсу» в Европе. Далее последует «информационная истерия о том, что «Газпром» ненадежный поставщик», во что могут поверить европейцы и начать переход на СПГ.

«В итоге цены на европейских хабах ползут вверх и достигают уровня, при котором поставлять американский СПГ в Европу становится рентабельно. При таком раскладе США смогут убедить Европу заблокировать проект «Северный поток – 2», –резюмировал Юшков, который спешит заверить, что подобный сценарий маловероятен из-за умения европейцев «продавливать свои газовые интересы».