Какие фестивальные фильмы можно посмотреть в ноябре

Этот год можно назвать действительно удачным для фестивального кино, и хотя Берлинале оказался на удивление слабым, программа Каннского и Венецианского фестивалейизобиловала тонкими и оригинальными режиссерскими работами. В ноябре их сможет оценить и российский зритель.

"Магазинные воришки"

В прокате с 8 ноября

Обладатель "Золотой пальмовой ветви" Каннского фестиваля этого года японский режиссер Хирокадзу Корээда вновь обращается к теме семейных отношений. В большой семье бедного японского рабочего все живут на пенсию бабушки и сводят концы с концами тем, что воруют еду в супермаркетах. От этих обязанностей не освобождаются ни взрослые, ни маленький Шигеру. В один из холодных зимних дней они находят на улице маленькую девочку Юри, сбежавшую от постоянных ссор своих родителей.

Вместо того чтобы отдать Юри обратно в семью, они решаются на преступление и оставляют малышку себе. Та быстро расцветает в лучах любви и принимает своих "приемных родителей" за настоящих. Но позже выясняется, как это водится в фильмах Корээды, что дружная семья не такая простая, как кажется.

Японец, как и в фильмах "Сын в отца", "Никто не узнает", задается вопросом, что есть настоящая семья и что ее определяет. На пресс-конференции в Канне режиссер рассказал, что совершенно не устал от этой темы и готов снять про это следующий фильм.

"Оверлорд"

В прокате с 8 ноября

Крепкий военный фильм ужасов от студии Big Robot Джей Джей Абрамса впервые показали на Фантастическом фестивале в Техасе.

По сюжету накануне высадки союзных войск в Нормандии группу американских десантников отправляют во Францию, чтобы уничтожить радиовышку. Во время операции они понимают, что им предстоит сразиться не только с солдатами вермахта, но и кое с кем посерьезнее: в подвале башни нацисты проводят эксперименты над местными жителями, чтобы создать совершенного солдата.

Молодой режиссер Джулиус Эйвери не теряет времени зря: действие развивается стремительно, но при этом он успевает обрисовать характеры главных героев и создать химию между ними, так что фильм интересен не только экшеном, но и остроумными диалогами. Конечно, не обходится без жанровых клише, но, надо отдать должное, "Оверлорд" не стремится стать чем-то большим, чем развлекательным кино, и совершенно этого не скрывает.

"Догмэн"

В прокате с 15 ноября

После величественной картины "Гоморра" и удостоившейся Гран-при Каннского фестиваля "Реальности" Маттео Гарроне вернулся на фестиваль с зубастой криминальной драмой "Догмэн".

Герой фильма — субтильный Марчелло (Марчелло Фонте), который держит на городских задворках парикмахерскую для собак и приторговывает кокаином. И все бы ничего, если бы не местный громила Симон, терроризирующий всю округу. Ему не решается отказать никто, в том числе добросердечный и мягкий Марчелло, которого Симон втягивает в очередную криминальную аферу и делает из него козла отпущения. Робкий парикмахер не прощает предательства и показывает себя с совершенно другой стороны.

Фонте, получивший приз Каннского фестиваля за лучшую мужскую роль, воплотил на экране героя, который одновременно вызывает и жалость, и возмущение. Гарроне создал глубоко аллегоричный фильм, но при этом не ударился в нравоучения. Хотя режиссер и отрицает политическую подоплеку "Догмэна", в нем очевидны аллюзии на тему современной Италии и Европы в целом.

"Холодная война"

В прокате с 15 ноября

Польский режиссер Павел Павликовский после того, как в 2015 году получил "Оскар" за фильм "Ида", обойдя "Левиафан" Андрея Звягинцева, в этом году дебютировал на Каннском фестивале с драмой "Холодная война".

Фильм рассказывает историю пары, композитора и певицы, которые встречаются среди руин послевоенной Польши. Они совсем разные и, казалось бы, не созданы друг для друга, но обречены на любовь на всю жизнь. Их роман проходит путь через годы холодной войны в Берлине, Югославии, Париже и возвращается в Польшу, где от героев, изможденных перипетиями судьбы, остается только физическая оболочка и испепеляющее чувство, которое стремится вырваться наружу.

"Холодная война", снятая на черно-белую пленку, получилась очень сдержанной и одновременно пугающе глубокой. Несмотря на разворачивающиеся трагические события, фильм безэмоционален и точен — Павликовский, в отличие от многих авторов фестивального кино, не расплывается мыслью по древу и укладывается в рекордные для такого жанра полтора часа.

"Фаворитка"

В российский прокат новая картина эксцентрика Йоргоса Лантимосавыйдет только 31 января, но благодаря Фестивалю нового британского кино его можно посмотреть 18 ноября. При этом стоит быть готовыми к тому, что "Фаворитка" совсем не похожа на то, что раньше вытворял грек.

У несчастной и болезненной королевы Анны (Оливия Колман) есть расчетливая и хитрая фаворитка леди Сара (Рейчел Вайс), которая ведет за нее все государственные дела. Однажды во дворец приезжает обедневшая родственница леди Сары Эбигейл (Эмма Стоун). Ее определяют в простые служанки, но амбиции вернуть себе титул не покидают девушку, поэтому леди Саре не стоит терять бдительность.

Лантимос впервые снимал фильм по чужому сценарию, поэтому в "Фаворитке" нет излюбленной режиссером одеревенелости и эмоциональной отрешенности: действие еле-еле поспевает за еще более стремительными и остроумными диалогами, а игра актеров бесподобна. Костюмная драма (а они здесь стоят отдельного внимания) смешивается с фарсом и комедией, создавая новый и свежий взгляд на этот жанр, хотя Лантимос и не удерживается от занудного морализаторства. Картина получила спецприз жюри Венецианского кинофестиваля, а Колман — Кубок Вольпи за лучшую женскую роль.

"Суспирия"

В прокате с 29 ноября

Итальянский режиссер Лука Гуаданьино, виновник массовой истерии прошлого года, возникшей вокруг фильма "Зови меня своим именем", переснял культовый хоррор Дарио Ардженто. Итальянцу не впервой по-новому интерпретировать классику ("Большой всплеск"), но на этот раз он решил максимально отойти от оригинала и стилистически, и в плане сюжета.

Из частной танцевальной школы сбегает студентка (Хлоя Грейс Морец), которая подозревает руководство в оккультизме, а затем исчезает без следа. На ее место претендует приехавшая из Америки Сьюзи Бэнон (Дакота Джонсон), пытающаяся поразить директрису мадам Блан (Тильда Суинтон). Спасти девушек от злых козней и хоть как-то разобраться в запутанном и темном царстве женщин пытается доктор Йозеф Клемперер. Его тоже сыграла Тильда Суинтон в гриме, хотя этот факт до недавнего времени держался в тайне. Действие картины происходит в 70-е годы в Берлине.

К оригинальному сюжету Гуаданьино добавляет целый букет из дополнительных линий: тут вам и феминистические движения, и террористическая организация "Фракция Красной армии", и управление массовым сознанием под личиной магии, и чувство вины, и подавляемая сексуальность, и природа женщины. Все это щедро приправлено кровью, сломанными костями и прочими ужасами. "Суспирия" вышла красивой, в этом итальянцу не откажешь, но уж больно мудреной и перегруженной псевдосмыслами.

"Братья Систерс"

В прокате с 29 ноября

Англоязычный дебют Жака Одиара ("Ржавчина и кость", "Дипан") в кино — и сразу в необычном жанре комедийного вестерна. Джон Си Райли и Хоакин Феникс играют безбашенных и ловких братьев Систерс, промышляющих тем, что выполняют задания для некоего Командора. Он поручает им убить золотоискателя Уорма (Риз Ахмед), за которым также охотится интеллигентный детектив в исполнении Джейка Джилленхола.

С каждым поворотом сюжета фильм меняет настроение — и его герои тоже. Одиару удается сделать оригинальное высказывание в довольно заезженном, хотя и удивительно популярном сейчас жанре. Ну и, конечно, не стоит забывать про уникальный актерский состав. Фильм привел в восторг итальянских критиков на Венецианском кинофестивале. С публикой согласилось и жюри — Одиар получил "Серебряного льва" за лучшую режиссуру.