Немного о «правилах игры», которые нам пытаются навязать из-за рубежа

Заглянем в последний из регулярных докладов фонда о ситуации в экономике развивающихся стран, в том числе, понятное дело, и России. Там сказано прямо, что нашим финансовым властям «следует воздерживаться от квазиналоговой деятельности через Фонда национальной безопасности (ФНБ) и продолжать инвестировать средства ФНБ в высококачественные иностранные активы».

С завершением данной сентенции экспертов МВФ всё ясно – куда же ещё мы должны вкладываться, как не в иностранные, читай – американские активы. В жирные нулевые вкладывали, да ещё как активно – с подачи Михаила Касьянова, того самого первого путинского премьера, которые ещё в бытность министром финансов запустил механизм глобальных расчётов России с тем же МВФ.

Запустил так, что ценой немалых убытков, которые ещё стоит проверять и перепроверять, наша экономика всё-таки слезла хотя бы с одной иглы. Нет, к сожалению, не с нефтяной, а только с долговой, в первую очередь, с иглы МВФ. Но потом, увы, случился глобальный кризис 2008-2009 годов с мыльными пузырями «Фанни» и «Фредди». В них-то Россия, которая была уже почти без долгов, как раз и вложилась по полной. Настолько по полной, что с рублём пришлось повторить что-то вроде дефолта, хотя и чуть в меньших масштабах.

А вот с началом рассуждений специалистов МВФ всё сложнее. Независимые финансовые эксперты привыкли рассматривать в качестве квазиналогов разного рода поборы. Вроде платных стоянок, той же системы «Платон», откровенно провокационных сборов за капремонт, и даже, пусть косвенно, пресловутой пенсионной реформы. Очень близко тут, кстати, находится и новомодная фишка – утилизационный сбор.

Мало того, что всё это как-то плохо корреспондируется с положениями нашей конституции, хотя, как мы успели понять, наши великие юристы из Конституционного суда так не считают. Так вот, если бы МВФ имел в виду всё это, ему бы вообще памятник ставить надо было, на месте одного из гипсовых Ильичей где-нибудь в Урюпинске.

Но ведь в МВФ, судя по пафосу доклада фонда, под квазиналоговой деятельностью понимают совсем другое – попытку лишить сверхдоходов отрасли, ориентированные на экспорт, прежде всего, сырьевые. Попытку вообще-то вполне обоснованную. Да, через бюджетное правило, которое отсекает и сливает в тот же ФНБ всё, что получено от завышенных цен на нефть, а как следствие – и на газ. Да, через манипуляции с налогом на добычу полезных ископаемых. Да, путём жесточайшего контроля за возвратом НДС тем же экспортёрам, во избежание ложного экспорта и реэкспорта.

Эксперты фонда, международного и сугубо валютного, убеждены, что именно вложения в забугорные активы позволят России «защитить ресурсы для будущих поколений и изолировать экономику от волатильности цен на нефть». Ни больше, ни меньше. И это несмотря на то, что деньги как раз в постсоветской России имеют странную привычку сгорать при самой-самой что ни на есть стабилизации.

Тем не менее, глубокоуважаемые специалисты из МВФ не сомневаются, что только вложившись в иностранные активы, нам удастся «поддерживать диверсификацию и рост ненефтяной экономики». Спасибо, конечно, но как раз на такой рост деньги нам пока брать неоткуда, только из нефтяной экономики.

Вот мы и пытаемся, а к нам тут с разными советами и рекомендациями лезут. Уж лучше бы помогли продвигать «Северный поток-2», в который вложены вроде бы частные (но на самом деле больше, чем наполовину – государственные) средства «Газпрома», вместе с миллиардами, привлечёнными от иностранных партнёров.

И всё же, сомневаться в профессионализме экспертов МВФ – грех. Ведь из фонда российским властям также посоветовали избегать дальнейших изменений в бюджетном правиле. А это значит, что права распоряжаться свободными средствами нас лишать всё же не торопятся. Хотя в МВФ и беспокоятся за то, что размеры потребительского кредитования стали в России откровенно зашкаливать.

Спорить не будем, в поисках хорошей жизни беднеющее население России радо уже тому, что ставки по кредитам стали сегодня уже не смертельными, а всего лишь угрожающими. Вот и залезает в долги. Начиная с ипотеки, и кончая краткосрочными – до получки. Другое дело, что корпоративные клиенты банков в России кредитами отнюдь не перекормлены. Вот бы о чём МВФ поволноваться.