Без чего российская экономика вполне может обойтись, и без чего не обойдётся

Окончание. начало см. Когда наступит время собирать камни

Время пришло. Собираем камни

Родные просторы - русские офшоры

В 2018 году было решено создать офшорные зоны на территории самой России или специальных административных районов – САР со льготным режимом налогообложения бизнеса. САР создавали на территории Приморского края на острове Русский и в Калининградской области на острове Октябрьский.

Но участником САР поначалу могла быть только международная компания, то есть иностранная компания, изменившая страну своей регистрации с иного государства на Россию. Уже в 2019 году производитель алюминия En+, ранее находившийся под контролем предпринимателя Олега Дерипаски, завершил процедуру оформления в специальном административном районе на острове Октябрьском в Калининградской области.

Об этом было сказано в уведомлении компании, опубликованном на сайте Лондонской биржи. По итогам 2020 года в Калининградском САР было зарегистрировано 37 участников. В конце марта 2022 года в российское законодательство о САР были внесены поправки. Главное - российским холдингам разрешили становиться резидентами САР и получать статус международной холдинговой компании (МХК).

Кроме того, срок исключения компании из иностранной юрисдикции повышен до двух лет, также либерализованы некоторые требования к документам, подаваемым на регистрацию. И уже в конце апреля сменили юрисдикцию из Кипра на Калининград четыре международные компании, входящие в состав девелоперской группы "Кортрос": она известна по проектам строительства жилых комплексов в восьми регионах РФ.

В 2021 году «Уралхим» миллиардера Дмитрия Мазепина также перерегистрировался в САР Октябрьский. А буквально на днях из Калининграда пришла новость о том, что в калининградском офшоре зарегистрировался 86-й резидент. По данным региональной Корпорации развития, инвестиции участников САР на территории острова Октябрьский в российскую экономику составили более 55,4 млрд рублей.

Компания Владимира Потанина «Интеррос» зарегистрировалась в САР на острове Русский в 2021 году. Компания ООО «Интеррос капитал» была зарегистрирована 10 декабря, передал «Интерфакс» со ссылкой на данные ЕГРЮЛ. Interros Capital Ltd до регистрации в САР имела «прописку» на Кипре и называлась Bonico Holdings Co. Ltd.

Ей принадлежит 30,17% акций «Норильского никеля». «Интеррос» также крупный производитель платины и меди, разработчик и производитель фармацевтических препаратов и вакцин «Петровакс фарм», владеет горнолыжным курортом «Роза Хутор».

Личные фонды и новые законы

С 1 марта 2022 года у граждан, в том числе иностранных, появилась возможность создавать личные фонды и трасты для целей управления имуществом еще при жизни в САР на островах Русский в Приморском крае и Октябрьский в Калининградской области.

Такие поправки к закону "О международных компаниях и международных фондах" вошли в законопроект, упрощающий процедуру перерегистрации иностранных компаний в САР.

"Это позволит защитить активы компаний и физических лиц от санкций. Мы предложили корректировку законодательства по запросу бизнеса, который давно нас просил об этом", - объяснил глава министерства Максим Решетников.

По его словам, фонд может состоять из российского и зарубежного имущества на сумму не менее 5 млрд рублей. Такие фонды будут иметь особенности в части банкротства, применимого права и рассмотрения споров в арбитраже.

Был также принят закон, запрещающий госзакупки у офшорных компаний.

"Объем госзаказа составляет около 7 трлн руб. - это 10% ВВП. Логично, что чем больше этих средств распределяется в нашей стране, тем эффективнее госзаказ стимулирует рост ее экономики", - пояснил Сергей Фахретдинов, член президиума генсовета "Деловой России".

Однако в законе, как это часто бывает, оказалось масса пробелов. Об этом можно судить даже по сильно устаревшему графику. Важна тенденция, и скажем, в законе не установлено ограничение на участие в госзакупках российских компаний, бенефициары которых зарегистрированы в офшорах.

Также не решена проблема вывода за рубеж активов в виде дивидендов от освоения госзаказа. Как думаете, случайно так получилось или нет? И вообще

Провал или не совсем?

Как видим, Правительство целый план деофшоризации составило почти 10 лет назад. И законы принимались разные. А что ж в итоге? Ну, скажем так: не всё плохо. И компании потихоньку возвращаются в родную гавань. А с 1 января 2023 года будут введены и новые правила, которые призваны подтолкнуть процесс деофшоризации.

С 2023 года офшорными зонами будет считаться 57 территорий, что на 15 юрисдикций больше, чем действующий сейчас перечень. В список вошли, в том числе, Кипр, Ирландия, Сингапур, Гонконг, Швейцария, Черногория, а также два штата США.

Кроме того, если сейчас на субсидии от государства не могут претендовать компании, которые наполовину и более прямо или косвенно принадлежат офшорам, то с 1 января 2023 года порог будет снижен вдвое — до 25.

То есть, прогресс есть. А иностранные офшорки остаются офшорками, но уже нашими. Может, деофшоризация и не провалилась?

Но вот депутат Госдумы, экономист, который вместо «Единой России», как и можно было ждать, оказался в «Справедливой», Михаил Делягин настроен более решительно. Он считает, что деофшоризация идёт слишком вяло, что с оффшорными компаниями церемониться нечего. В ноябре 2022-го года он заявил:

«Необходимо произвести деофшоризацию российской экономики. Все активы, вне зависимости от масштаба, которые зарегистрированы в офшорах, но существуют на территории России физически, должны быть переданы под управление России и возвращаться к своим хозяевам только при их перерегистрации в России. Если эта перерегистрация в течение полугода не будет проведена, то эти активы должны быть конфискованы как бесхозное имущество».

Честное слово, я считаю, что Делягин прав. Особенно сейчас, когда идёт СВО, считаю предателями России тех бизнесменов, кто зарегистрировали свою компании в офшорках и не платит налоги в России. Зачем с таким деятелями миндальничать?