Ждём возвращения в Россию - не только прибылей, но и национального предпринимательства

Продолжение. Начало см. Когда наступит время собирать камни

Время пришло. Собираем камни

Прощание с офшорами. Помнишь, как всё начиналось

Экономист Валентин Катасонов указывал:

«Я не исключаю, что если американским законодателям пришла в голову идея легализовать «список Магницкого», то со временем в Америке может появиться также «черный список» российских банков, нарушающих FATCA».

Это заявление Катасонов сделал почти 10 лет назад, ещё в 2013 году. Но, как в воду глядел! У российских банков после начала СВО появились проблемы с исполнением требований американского налогового законодательства, рассказал в ходе выступления на 15-ой ежегодной конференции «Международное налоговое планирование 2022: к другим берегам» начальник управления международного комплекса Газпромбанка Сергей Линеенко.

А есть ли российский аналог FATCA?

В 2022 году некоторые российские банки перестали числиться в FFI List и утратили свой идентификационный номер GIIN, это позволяет IRS списывать с них 30-процентный налог. Вот так на практике выглядит соглашение с США!

Увы, такого нет. И пока не предвидится. А ведь, по данным Совета Федерации, за последние 20 лет из России выведено более 800 млрд долл, а "большая часть крупных и мелких российских предприятий использует офшорные зоны в своей деятельности, например, только на Кипре еще недавно было зарегистрировано более 170 000 российских компаний".

При этом в России принимали законы, которые должны были помочь вернуть капиталы из офшоров домой. Правительством РФ даже был разработан ряд нормативно-правовых актов, направленных на пресечение вывода средств из российской юрисдикции. А сам план был составлен после того, как о деофшоризации сказал Президент в своем Послании Федеральному Собранию.

И вот с 1 января 2015 года в силу вступил Федеральный закон «О налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций. Все российские налогоплательщики обязаны были раскрыть налоговой своё прямое или косвенное участие в иностранных организациях.

Однако, если российские налогоплательщики держали офшорные компании через траст или номиналов, то на них такое обязательство не распространялось. Но уже в декабре 2015 года заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов признал провал амнистии капитала. Во многом провал произошел потому, что бизнесмены-миллиардеры стали становиться нерезидентами России.

Судьба нерезидента

Убежать от налогов оказалось легко: для этого необходимо просто перестать быть налоговым резидентом. А учитывая, что благодаря такому шагу гражданин сразу уводит из-под внимания российских налоговых служб все свои иностранные активы, которыми и ставила целью деофшоризация, то можно прямо сказать: популярность метода велика.

Нерезидентом стать очень просто: налоговым нерезидентом РФ признаётся человек, который находился на территории России менее 183 календарных дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Поскольку действующим законодательством РФ не определен список документов, на основании которых необходимо определять срок нахождения гражданина на территории России, то период нахождения человека в РФ устанавливают на основании отметок о его въезде (выезде), сделанными российской пограничной службой в загранпаспорте.

Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» провело исследование, поговорив с представителями банков, консультантами и бенефициарами контролируемых иностранных компаний. По их данным, 40% бенефициаров КИК отказались от статуса российского налогового резидента, еще 9% перевели собственность на родственников-нерезидентов.

И ведь это в основном самые богатые люди с серьезными иностранными активами. Например, миллиардер Алишер Усманов перестал быть налоговым резидентом еще в 2015 году, так как практически весь год жил в Швейцарии, Монако, Германии, Италии и других странах. Свой статус нерезидента в декабре 2015 года изданию «Форбс» подтвердили бывший глава «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев (Монако) и Елена Батурина (Великобритания).

Упомянутый ранее закон о деофшоризации подразумевал отчетность по Контролируемым иностранным компаниям или же КИК, а также декларацию активов, как в России, так и за ее пределами в рамках «амнистии». Однако в обоих случаях требования платить налоги с активов относилось к резидентам.

Перестав быть резидентом России, граждане обязаны платить лишь с российских компаний и иных источников дохода, но не с иностранных. Правда, вместо 13% ставка возрастает до 30%, но видимо в большинстве случаев это не так страшно – владельцы капиталов и активов все равно выбирают этот путь. Так им выгоднее. И еще. С 1 января 2019 года нерезиденты РФ могут не платить НДФЛ при продаже имущества, находившего в собственности более минимального срока владения (три года или пять лет).

Окончание следует