5 апреля - День геолога. А дом для геологов - геологоразведочный университет

Дом для геологов - геологоразведочный университет

В первое воскресенье апреля свой профессиональный праздник отметят разведчики и покорители недр: 5 апреля - День геолога. В преддверии такого особенного праздника Вадим Косьянов - ректор Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (МГРИ) - первого и главного геологоразведочного вуза страны дал интервью нашему медиа-порталу.

В МГРИ обучают геологов, гидрогеологов, геофизиков, геммологов, специалистов горного и нефтегазового дела, экологов, а также профильных экономистов и управленцев: в университете реализуется свыше 50 программ высшего и профессионального образования. Контингент обучающихся составляет около 7000 человек, среди которых — представители более 50 стран мира. МГРИ - вуз с богатой историей, он был создан более ста лет назад и неизменно сохраняет свою специализацию в геологической сфере.

Вадим Александрович, самая актуальная тема в образовании сейчас – это переход на дистанционный формат обучения. Как организовали образовательный процесс в МГРИ с его инженерной спецификой?

- Мы и раньше практиковали дистанционное обучение студентов в достаточно больших объемах. Например, через свои личные кабинеты на специально созданном вузовском портале (прим. - stud.mgri.ru) ребята получали задания, затем выкладывали там отчеты об их выполнении, а преподаватели их проверяли. Кроме того, у нас целый ряд учебных курсов уже был размещен в интернет-пространстве. Мы добавили к этому новые направления онлайн-работы с учащимися, расширили взаимодействие через наш вузовский портал. Сейчас ребята сообщают, что разобрались со всеми возникшими поначалу сложностями и влились в работу.

Каковы слабые места дистанционного обучения по сравнению с очным?

- Главное при такой модели обучения – это чтобы студент всегда имел возможность связаться со своим педагогом, а тот не устранился от образовательного процесса. Поэтому с помощью различных средств связи (электронная почта, телефон, WhatsApp, Skype и т.д.) все наши преподаватели должны были установить личный контакт со студентами, чтобы ни один из них не выпал из учебного процесса. Это позволило всецело обеспечить учащихся необходимыми консультациями профессорско-преподавательского состава.

Возвращаясь к офлайн-образованию… В недавнем прошлом все российские вузы были разделены на три категории, и МГРИ был включен в первую. Что это значит для университета?

- Фактически Минобрнауки оценило эффективность работы вузов с точки зрения качества их научных школ, их методик обучения, а по итогам отобрало самые достойные и востребованные, включая наш. Можно сказать, что МГРИ был признан гуру в своей научно-образовательной области. Сейчас, как известно, опорные вузы существуют не только по регионам, но и по направлениям подготовки. Так мы и попали в список.

- Какие бонусы дает учебному заведению принадлежность к первой категории?

- Теперь мы получим поддержку для должного обновления материально-технической базы и научного оборудования. Кроме того, МГРИ сможет участвовать в научных конкурсах для вузов этой категории и получать дополнительные бюджетные средства на науку. Эта многофакторность нам многое даст, и прежде всего возможность не только поддерживать вуз на достойном уровне, как это было прежде, но и развивать его. Ведь эта программа рассчитана на несколько лет.

- У вас уже есть наметки касательно того, какие направления вы хотите развивать благодаря этой программе?

- Крайне важно в этом случае толково распорядиться дополнительными средствами. При запуске нацпроектов в ряде случаев возникала проблема: купленное оборудование, подчас очень дорогое, не использовалось, а простаивало. У нас так не будет! Новое оборудование должно работать. Поэтому, в зависимости от объема выделенных нам средств, мы определим самые перспективные научные направления для усиленного развития и вложим средства туда, чтобы получить ощутимую отдачу. Шорт-лист для того, чтобы сделать окончательный выбор, уже сформирован: геофизика; цифровые технологии, включая 3D-моделирование; бурение и расширение возможностей инжиниринга.

- Каковы основные векторы развития образования в МГРИ?

- Сейчас самое главное - чтобы квалификация и навыки выпускников соответствовали запросам производства и науки. Без этого студенты не будут востребованы на рынке труда. Поэтому наш образовательный вектор развития связан с открытием новых актуальных образовательных программ и профилей подготовки, в том числе связанных с вопросами цифровых компетенций в геологоразведке и недропользовании.

Второй аспект - это своевременное обновление содержания учебных программ, учебно-методического, материально-технического обеспечения и баз практик. Еще одна опорная точка связана с повышением роли softskills — качеств личности, которые определяют успешность современного выпускника, мы уделяем большое внимание поиску и развитию тех студентов, кто будет способен взять на себя решение сложных и интересных задач развития современной геологии.

-Вуз - это не только образование, но и наука. Сейчас бытует мнение, что она в нашей стране совсем не развивается и молодежь ею не интересуется. Что скажете насчет этого? Как обстоят дела с наукой в МГРИ?

- Мнение это совершенно необоснованное. Наука в России живет и уверенно смотрит в будущее. Наш университет выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования, активно внедряет свои разработки по всему спектру основных технологий геологоразведки. Необходимым атрибутом подготовки молодых научных и инженерных кадров в МГРИ является участие студентов и магистрантов в научно-исследовательских работах.

Мы за последние годы создали несколько организационных структур, связанных с проведением исследований. Во-первых, совместно с институтами РАН был образован научно-образовательный и исследовательский центр «Минерально-сырьевой комплекс России». Во-вторых, университет активно использует потенциал ведущих отраслевых научных организаций и производственных предприятий. С их помощью мы создали «базовые кафедры».

Важным этапом развития научно-производственной кооперации стало создание на базе МГРИ Инжинирингового центра. Кроме того, при МГРИ функционирует более 20 научно-образовательных центров. И я хочу отметить, что и в работе, и в управлении этими структурами активную роль играет наша молодежь. Еще наши студенты активно принимают участие в научных конференциях и форумах, которые, кстати, нередко проходят на базе МГРИ. Поэтому я точно могу вам сказать: российская наука в надежных руках нашей молодежи.

-Студенческая жизнь традиционно не ограничивается семинарами и лекциями. Как у вас организуется внеучебная деятельность?

- Это сейчас называется молодежной политикой, которой у нас занимается отдельное подразделение. Большую роль в ее реализации играет расширение студенческого актива и наращивание уровня его подготовки. Вуз проводит работу по интеграции студенческого актива в органы управления университетом. Так, мы включили двух студентов и двух молодых преподавателей в состав Ученого совета – высшего органа управления университетом. Ранее это не практиковалось. Уже стало традицией проведение особых геологических школ студенческого актива на базе нашего полигона в Крыму.

Разумеется, мы привлекаем большое количество наших студентов к участию в городских и внутривузовских мероприятиях: это и парады студенчества, и волонтерские акции, и КВН, и творческие концерты, и спортивные мероприятия. Наши студенты активно участвуют в различных конкурсах, фестивалях и соревнованиях, занимают призовые места. В наших интересах помочь молодежи в реализации своих интересов и возможностей. Причем наша работа с молодым поколением распространяется не только на студентов, но и на школьников.

-Как раз хотелось узнать у вас подробнее о ваших профориентационных проектах: лагере «ГЕОАРТЕК» и Школьном факультете.

- «ГЕОАРТЕК», не побоюсь этого сказать, – наша гордость. Мы реализуем этот уникальный проект совместно с нашим стратегическим партнером АО «Росгеология». Это международная смена юных геологов, которая проводится уже три года на базе Международного детского центра «Артек» в Крыму. В проекте приняли участие более 600 школьников от 10 до 17 лет из 45 регионов нашей страны и зарубежных государств.
На смене проходит обучение юных геологов методам геологических исследований, правилам безопасности в ходе экспедиций, знакомство с экологическими проблемами. Участники получают навыки работы в экспедиционных условиях, участвуют в мастер-классах ведущих ученых и специалистов в области геологии. Это невероятная возможность для ребят погрузиться в будущую профессию.

«Школьный факультет» – это старейшая детско-юношеская геологическая организация страны, он действует с 1947 года. В кружках Школьного факультета наши студенты рассказывают ученикам 7–11 классов о строении Земли, минералах, из которых состоит окружающий нас мир, процессах эволюции и этапах развития нашей планеты. И так как профессия геолога немыслима без работы «в поле», для обучающихся также регулярно организуются геологические экспедиции. Ребята ездят по всей стране - от Кольского полуострова до Сибири. Многие, отучившись на Школьном факультете, не расстаются с МГРИ и становятся нашими студентами.

Вадим Александрович, вы ведь тоже были студентом МГРИ. Расскажите, как познакомились с вузом? Почему его выбрали?

- Когда я заканчивал школу, в моде были специальности юристов и экономистов. Но мне всегда нравились и легко давались точные науки: физика, математика (я закончил школу с медалью). А потому, когда я приехал из Смоленской области поступать в Москву, то выбирал между МГРИ, Горным институтом и МИСиС. Съездил в каждый из них. Душа сразу легла к МГРИ. Я стал студентом, в 2002 году - выпускником. Был преподавателем, заведующим кафедрой, проректором. И вот уже три года возглавляю университет. Я благодарен ему за полученную путевку в жизнь и с удовольствием тружусь на благо моего родного вуза.

апрель 2020 МГРИ.ИНФОРМ