Руководство союзной республики буквально напрашивается на "прививку демократии"

Не ищите в этом тексте комментариев по поводу инцидента с лайнером Ryanair, поимкой Романа Протасевича и провокацией с белорусским флагом на мировом чемпионате по хоккею. Ограничимся констатацией, и представим анализ, сделанный ещё до очередного белорусского обострения. Он был сделан на базе материалов из академического ежегодника "Год Планеты", выпущенного недавно Институтом мировой экономики и международных отношений ИМЭМО РАН имени Е.М.Примакова.

Это Вам не Киев

В который раз приходится отдавать должное белорусскому лидеру. Как на протяжении десятилетий Лукашенко ухитряется балансировать на грани, точнее – сразу на множестве граней, понять, похоже, не в силах никто. Сценарий 2013 года, сработавший в Киеве, не сработал ни в Минске, ни на периферии Белоруссии. И это после нескольких месяцев с забастовками, митингами, жёсткими мерами силовиков. Александр Лукашенко – по-прежнему президент РБ, хотя и отнюдь не всеми в мире признанный.

О нём пишут, пишут много, и практически вся не белорусская пресса – в не самом позитивном ключе. «Не наш батька» или «Последний диктатор» - это, быть может, самые мягкие эпитеты в адрес президента союзной республики. Слишком много сейчас тех, кто эту не самую большую, и по населению, и по площади, республику всеми силами то ли тянут в Европу, то ли выталкивают в объятия России. Батька же, по всем признакам, хотел бы уйти так, чтобы всё и после него осталось так, как есть.

Без олигархии, без коррупции, хотя бы для вида, без «ложной» демократии для избранных, и без пандемии, хотя с последним всё же как-то не сложилось. Просочилась, и тут уже никакой спецназ не поможет. Приходится что-то делать, хотя на вооружение похоже, взят наиболее эффективный – китайский подход. Но речь не об этом. Почему в тихой, даже апатичной Белоруссии политическое обострение случилось именно в пандемический год? Вопрос этот, безусловно, риторический. Да, 2020 год оказался выборным, тому же Дональду Трампу пережить его в Белом доме не удалось. А «батька» выстоял, хотя за ту самую грань едва-едва не завалился.

О роли личности в истории

Вот уж кто бы точно по полной оттянулся в отношении белорусского президента, так это Лев Николаевич Толстой. Его-то личности, способные манипулировать массами, похоже, просто бесили. Особенно одна французская, точнее – корсиканская личность, ушедшая в мир ирной ровно 200 лет назад на острове Святой Елены. Хотя Лукашенко – уж точно, никакой не Наполеон Бонапарт, но своему народу что-то вроде процветания тоже «прописал». Без войн, без экспансии в Европу, или же, не сочтите за бред - в Россию, где очень многие спят и видят, как бы нашему гаранту «привить» кое-что от батьки.

С «прививками» дело вообще обстоит очень странно. Надо бы всем от ковида оперативно прививаться, но схватка за вакцины всё больше напоминает реалии двух мировых войн. Чего стоит хотя бы упорство США и «почти единой» Европы, в отношении российского Спутника V. Причём упираются цивилизованные партнёры, имеющие, конечно, «свои» вакцины с предельно высокой 60-процентной эффективностью, с благословения Всемирной организации здравоохранения. Но никакая пандемия при этом не мешает многим активно заниматься «политическим вакцинированием».

Солидные учёные и авторитетные эксперты уже обратили внимание, насколько обострились все политические противоречия именно в пандемический год. И согласимся с авторами очередного сборника «Год планеты» от ИМЭМО РАН - это главный парадокс коронавирусного 2020 года.

Разница не в словах, а в делах

Одной из статей академического ежегодника, авторы - кандидаты политических наук Елена Кузьмина и Эдуард Соловьёв довольно рискованно, на мой взгляд, дали заголовок – «Белоруссия: начало политического транзита?» Критикуя белорусские верха, то есть фактически – лично Александра Лукашенко, за чрезмерный прагматизм в отношении Союзного государства, и даже торможение интеграции, авторы всё же признают сильную экономическую основу сотрудничества РФ и РБ.

В статье нет указания на прямую связь между известными событиями 2020 года и сползанием белорусской экономики в рецессию. Пандемия в этом отношении фактор намного более существенный, но и с ней Белоруссия, по данным из академического сборника, потеряла в ВВП всего 0,9 процента – мало у кого в мире показатели существенно лучше. Авторы приводят достаточно тревожные данные о росте долговой нагрузки на бюджет Белоруссии, приводят и статистику о том, кто и сколько дал стране взаймы, начиная с российских банков и кончая размещением облигаций на внешних рынках. Кстати, последнего в Белоруссии всегда старались не делать.

Но в итоге, даже с учётом роста госдолга на 2,6 процента до 17,6 млрд долларов, он сейчас едва превышает четверть годового ВВП Белоруссии, который оценивается Кузьминой и Соловьёвым из ИМЭМО в 60,37 млрд долларов. При этом вполне обоснованным и взвешенным оказывается их итоговый вывод в отношении экономики союзной республики:

«В результате мер поддержки белорусской финансовой системы со стороны РФ удалось добиться минимизации кризисных явлений в экономике Белоруссии».

Что такое экспорт революции?

Пандемический год резко обострил у всех политиков из Белоруссии старую, но многие годы контролируемую болезнь – русофобию. Оппоненты Лукашенко от неё даже не страдали, скорее – набирали за её счёт средства на существование, нельзя не признать – отнюдь не безбедное. И не только, они ещё и набирали политические висты, но в основном не внутри страны, а за её пределами. Но и белорусский лидер, явно понимая, что это поможет ему удержаться у власти, в год уже то ли пятых, то ли шестых для себя выборов, пошёл на то, чего раньше себе просто не позволял.

Итак, в 2020 году, «батька» неожиданно резко ужесточил антироссийскую риторику. Нет, нечто подобное уже было раньше. Кузьмина и Соловьёв напомнили, как в 2015 году Лукашенко уже не в первый раз в пух и прах громил старшего соседа за перегибы в политике экспорта нефти и газа, а заодно почему-то оговорился и о строительстве российской авиабазы в Белоруссии. Александру Григорьевичу своевременно напомнили, что это решение он санкционировал лично, от базы уже не откажешься, но осадок остался, а выборы были выиграны. Тогда почти без проблем. В пандемическом году без проблем не обошлось, хотя экспорт ещё одной «цветной» революции на этот раз не удался.

Продолжая тему антироссийской риторики, эксперты, которые в ИМЭМО руководят сектором и Центром постсоветских исследований, отмечают, что раньше она затрагивала в основном российскую бизнес-элиту, или «либеральную тусовку» во власти. Но в 2020 году от Лукашенко по полной доставалось буквально всем. От себя добавлю - если только за исключением самого русского народа, точнее – «всех россиян», которым Лукашенко не перестаёт признаваться в любви и... сочувствии. А Белоруссия, по принятой в стране ещё в 2014 году, в связи с Крымом и Донбассом, концепции – это «донор безопасности».

Да, задача Белоруссии на сегодня, о чём твердя и белорусский лидер, и его политические оппоненты - быть неким мостом, выступая посредником в урегулировании конфликтов. Мост, признаем, не очень-то надёжный, но если даже и так, то какую же роль тогда все белорусские политики отводят «союзной» России?