Тихая революция вполне может пройти под шумок предвыборной агитации

Если у Вас нет бюджета

Возможно, в России может быть без лишнего шума решена вековая проблема - как нейтрализовать экономический блок правительства. Всесилие экономистов если не гайдаровской школы, то гайдаровского призыва точно, у нас давно, и как казалось, навсегда было закреплено законом. Даже сразу многими законами – и о бюджете, и о Центральном банке, и даже налоговым кодексом, если хотите.

Но, похоже, этой завуалированной либеральной вольнице вполне может прийти конец. По крайней мере, первые шаги к тому, чтобы государство у нас действительно выступало как реальная власть, причём даже в сфере свободной рыночной экономики, будут сделаны. Точнее, как у поэта, делаются уже.

Многие эксперты пока явно недооценивают инициативы кабинета Михаила Мишустина. Точнее, не решаются оценить их как революционные. Речь ведь идёт всего лишь об изменениях в бюджетном правиле и о возможности распечатывать Фонд национального благосостояния.

Действительно, подумаешь, исполнительная власть снимет такой барьер, как цена отсечения по нефти или получит разрешение залезать в резервы без согласования с парламентом. В отреформированной по западным лекалам России и не такое бывало.

Не будем спорить - да, бывало, но в экстремальных случаях, а теперь такое может и скорее всего, станет нормой. В принципе, нынешний «технический» премьер уже успел развязать руки инвесторам, которые имеют прямой доступ к госресурсам – имеются в виду госкорпорации и такие естественные монополии, как «Газпром».

Но ведь эта практика, приносящая неплохие плоды, прежде всего в строительстве и развитии инфраструктуры, может быть распространена и дальше. Например, на аграрный сектор, транспорт, и даже, просто не верится, на сферу досуга и услуг. Что называется, были бы деньги.

А деньги у России, как мы уже не раз доказывали – есть. И немалые. Но вот в чём всегда была загвоздка – эти деньги оставались как бы под замком. В резервных фондах, которые трогать ни-ни, или же в резервах Центробанка, а это значит – в активах забугорных конкурентов, то есть для России – и вовсе в пассивах.

Деньги не к деньгам, а к проблема

Премьер, которого, простите за повтор, только ленивый не на называет «техническим», довольно долго терпел. В своей налоговой сфере он очень многое перевёл на рельсы простейшего, обычно – сетевого функционала.

Даже самозанятым теперь не составляет труда оперативно и без пеней и штрафов отчитаться перед налоговой – туда и ходить не надо. За последние месяцы многое сделано для того, чтобы и бюджетные механизмы заставить работать так же.

То есть, без прямого участия чиновничества, которому дай волю, вообще ни копейки в дело не даст запустить. Тут нельзя не напомнить, что главный козырь в руки тех, кто всегда готов «порулить» бюджетными средствами в своё время дал нынешний глава Счётной палаты РФ Алексей Кудрин.

В те годы Алексей Леонидович занимал ключевой пост вице-премьера, был и де-факто, и де-юре лидером того самого экономического блока в правительстве. Да-да, того самого, который мы сейчас, как впрочем, и до этого, по мере сил конструктивно критикуем.

Именно с лёгкой руки Алексея Кудрина Россия и обзавелась тем самым бюджетным правилом, которое не позволяло никому - даже президенту пользоваться свободными средствами, полученными за счёт разницы в ценах на нефть. Имеется в виду превышение реальных цен над теми, что закладывались в российский бюджет.

Новый законопроект, инициированный чуть ли не лично Михаилом Мишустиным, должен дать правительству право оперативно изменять сводную бюджетную роспись. Но не пугайтесь - никто не планирует ввести у нас в стране этакую бюджетную вольницу, когда премьер сможет пускать сотни миллиардов в распыл.

Речь об ином – о праве на манёвр в рамках бюджетной росписи. Такое право должно искоренить традиционную для России практику распределения казённых средств на самом финише года. Это годами вело к тому, что деньги тратились на что угодно, кроме реальных дел, лишь бы на следующий год не остаться вовсе без бюджетного финансирования.

Обратите внимание, правительство получит всего-то право распоряжаться своими, по закону – «своими» свободными средствами, не занимаясь долгой и нудной процедурой коррекции закона о федеральном бюджете. Даже одно очень авторитетное деловое издание, привычно лояльное к либералам от экономики во власти, признало, что

«Ранее такой возможности не было, поскольку корректировка ФЗ о бюджете требовала длительных парламентских процедур и согласований».

Алло, Минфин? Нет, это бухгалтерия

В каких-то рамках правительство всё-таки будет просто вынуждено остаться. Так, при реализации пресловутых государственных программ, под которые предусмотрены годовые бюджетные ассигнования, можно будет перераспределять не больше 10% от их общего объема. При этом нельзя увеличивать этот общий объём, который предусмотренный федеральным бюджетом.

Вообще-то мы имеем тот редкий случай, когда исполнительную власть можно не критиковать, а хвалить – за настойчивость и последовательность. Сам же законопроект, уже не важно – премьерский или чей-то, хотя кому у нас реально хватит на такое смелости, хорош ещё и тем, что имеет широкую серу применения.

Читаем в почти официальном комментарии к законопроекту:

«Кабмин получает возможность использовать на постоянной основе средства ФНБ сверх объема, предусмотренного ФЗ о федеральном бюджете в случае снижения цен на нефть ниже базового уровня. Таким образом, блокирующее внутренние инвестиции в течение многих лет „бюджетное правило“, которое было введено Кудриным под давлением МВФ, фактически утратило силу».

Судя по всему, если законопроект пройдёт, только само правительство будет решать, стоит ли в том или ином случае следовать или не следовать «правилу Кудрина». Главное, что правительство получит право управлять своим резервным фондом, не оборачиваясь на другие ветви власти.

Ведь деньги из него можно будет не только тратить, но и восполнять. Например, за счёт суммы остатков средств федерального бюджета, которые в отчетном году не были использованы в плановом порядке. По этому поводу стоит напомнить, что даже пандемический 2020 год преподнёс исполнительной власти скромный подарок в виде переходящих остатков аж на 1 (один) триллион рублей.

Быть может, с этого триллиона и удалось так легко осчастливить российских пенсионеров – на 10 тысяч каждого, а кого-то и на все 15?