Норвежские экологи просят власти России предотвратить экологическую катастрофу с немецкой субмариной U-864

Трагедия в Баренцевом море, унесшая жизнь 14 моряков, заставила российских и норвежских экологов напомнить общественности о «мине замедленного действия» - затопленной немецкой лодке U-864, которая перевозила ртуть и оксид урана.

Накануне в Москве российские, норвежские, американские представители экологической общественности выступили с заявлением: они просят правительство России найти способ убедить правительство Норвегии прекратить засыпать лодку, так как это не гарантирует безопасности.

фото - Александра Левчук

Немецкая подводная лодка U-864, потопленная британскими подводниками у берегов Норвегии 9 февраля 1945 года, представляет огромную опасность для всей Арктики. Норвежские исследователи обнаружили ее в 2003 году, провели исследования в 2014-м и сделали вывод: лодка перевозила 65 тонн ртути (баллоны хранились в килевой части) и две тонны оксида урана! Все это немцы вместе с частями реактивных самолетов направили союзникам-японцам, но лодка до Японии не дошла, британская торпеда разломила ее пополам.

Лодка U-864 – 90-метровая «акула» 9-го, самого новейшего для 1945 года проекта, лежит у острова Федье в норвежских территориальных водах, на глубине 150 метров. Правительство Норвегии решило не поднимать обломки субмарины, а намыть над ними саркофаг из песка и камней, который, по оценке политиков, исключит утечку опасных отходов.

- В том месте, где лежат обломки U-864, проходят опасные подводные течения - говорит норвежский эколог Рубен Оддекалв. – Они могут привести к разрушению баллонов с ртутью. России в этой сфере важно дистанцироваться от вопросов политики и подумать об экологии. У РФ и Норвегии уже был опыт сотрудничества под водой при подъеме «Курска», и сейчас России надо повлиять на наше правительство ради экологии и биологического разнообразия Северного и Баренцева морей.

Представитель Роспотребнадзора, кстати, напомнила, что лодка, хотя и лежит в водах Норвегии, юридически остается собственностью Германии, которая также могла бы присоединиться к операции по нейтрализации угрозы. А поскольку лодка, вероятно, везла оксид урана, можно привлечь и экспертов МАГАТЭ, то есть, поднять проблему на международный уровень.

Вице-адмирал в отставке, Герой социалистического труда Тенгиз Борисов полагает, что попытки подъема U-864 может грозить большими неприятностями.

- Она разломлена торпедой и лежит на 150 метрах, - говорит экс-подводник. – Нужно другое решение: собрать на дне опасные материалы, там же упаковать их в безопасные контейнеры и затем уже поднимать их.

Как напомнил эксперт Совета Федерации РФ Владислав Жуков, Россия не может впрямую «надавить» на власти Норвегии, как того хотят природоохранные организации. Сейчас отношения между нашими странами находятся в «точке замерзания», в том числе и в сфере защиты экологии, хотя Россия и Норвегия – самые активные страны по добыче ресурсов в Арктическом регионе. По мнению эксперта Совфеда, нужно указать норвежской стороне на те действительно огромные финансовые убытки, которые она понесет в том случае, если соли ртути от погибшей лодки просочатся в морскую воду.

Профессор-биолог Владимир Латка считает, что надо допустить российских специалистов к изучению места залегания лодки. Он напомнил, что российские атомщики из «Росатома» имеют и допуски и большой опыт в утилизации отходов 1 и 2-го классов опасности. Он, как и представители экологических общественных организаций, считает, что Норвегия не должна в одиночку осуществлять «засыпание» лодки во избежание ошибок.