Очередную «Субботу московского школьника» в Геологоразведочном университете провели в режиме он-лайн

Очередную «Субботу московского школьника» в Геологоразведочном университете имени Серго Орджоникидзе (МГРИ) было давно решено провести он-лайн

Университетские субботы («Субботы московского школьника») с большим успехом проходят в МГРИ уже не первый год . Проект реализуется при поддержке Департамента образования и науки города Москвы. "Субботы" с геологическим уклоном - это и мастер-классы, познавательные лекции – презентации, семинары, которые открывают окно в загадочный мир физики, минералогии, новых ай-ти технологий, увлекательных историко-познавательных квестов… Ведут эти занятия ведущие профессора и преподаватели геологоразведочного университета.

В минувшую субботу 23-го мая в одной из аудиторий МГРИ был организован неординарный виртуальный практикум, мастер-класс «Поэтом можешь ты не быть, но рудознатцем быть обязан!? Поэтом тоже можешь быть!». Его провела заведующая кафедрой гуманитарных наук, профессор Зевелёва Е.А. Сетевая аудитория, присутствие в которой было ограничено техническими возможностями, быстро заполнилась – в мероприятии участвовали всего 50 человек. Это - и московские школьники, их родители, студенты, в том числе геологоразведочного университета.

Кто такие геологи? Их роль в современном мире и в развитии российского общества? Основные научные прорывные открытия, принадлежащие геологам? Что дала геология стране в XX - начале XXI века? …

На эти вопросы, заданные в самом начале онлайн встречи профессор Зевелёва давала обстоятельные ответы, касающиеся того, что геолог - ищет и оценивает месторождения полезных ископаемых; что он - всегда в дороге: поездки, полевые экспедиции; что эта профессия – не только работа в различных партиях от буровых до геофизических, постоянные геологоразведочные экспедиции, наука, работа в научно-исследовательских и проектных организациях, но и умение работать в коллективе в полевых условиях, мужество первопроходца, знание картографии: составление карт месторождений полезных ископаемых, знание физики, химии, биологии, экологии… Помимо всего этого, геология еще и творчество, аналитический склад ума, романтика, выносливость и терпение, понимание отсутствия комфорта… Ну и… конечно, палатки и бардовские песни у костра.

Слушателей, собравшихся в этот день на он-лайн «Субботу московского школьника» в МГРИ также интересовали вопросы, связанные с созданием геологической службы России, историей зарождения горнодобывающей промышленности в нашей стране.

О том, востребована ли профессия геолога в сегодняшнем мире, и как это можно и нужно сочетать с творчеством и как это делали геологи недавнего прошлого.…

Эти вопросы школьников, их родителей и студентов-первокурсников тоже требовали от профессора Зевелёвой подробных ответов. Так, говоря о том, когда же зародилась горнодобывающая промышленность в нашей стране, она сообщила, что об этом можно говорить уже с периода развития Киевской Руси. Однако сама профессия рудознатцев появляется лишь в XV-XVIвеках. Но тогда их называли ещё охочие люди, то есть те, кто выходит на «охоту» за рудой. Из таких людей составляли специальные экспедиции. При Иване Грозном начинается уже массовое обучение людей рудному делу. А благодаря Петру I в 1700 году и был создан государев Приказ рудокопных дел.

А на вопрос школьника, собирающегося поступать во МГРИ в этом году, о том, к какому времени относится создание геологической службы России, она рассказала собравшимся об Указе Петра I от 24 августа 1700 года "О создании Приказа рудокопных дел" - государственного учреждения, занимавшегося вопросами поиска руд и создания, новых горно-металлургических предприятий России в начале XVIII века. И о том, что в XIX веке был создан Геологический комитет по Указу императора Александра III (19 января 1882 года) в составе Горного Департамента Министерства государственных имуществ. Это было первое главное государственное геологическое учреждение в России. Геолком был основан для системного и комплексного изучения недр России.

Но всё же большинство вопросов было о том, какие научные и прорывные открытия принадлежат геологам.

Здесь примеров хоть пруд пруди. Ведь среди геологов достаточно много известных первооткрывателей месторождений и ученых. Одно с другим можно сказать связано. Так горный инженер Леонид Лутугин, исследователь месторождений Донбасса, придумал новый метод ведения геолого-химических работ, основанный на построение карт зональности. Сегодня это уже распространенная практика, а более 100 лет назад это было абсолютно новым.

Всем хорошо известно имя академика Владимира Вернадского. Без него уже никто не представляет мировую экологию, ведь он разработал учение о биосфере, но он ещё и создал новую науку биогеохимия, которая успешно развивается сегодня.

Другой пример - выпускник МГРИ Пётр Антропов. Известный советский государственный деятель, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской и Ленинской премий. Работая аспирантом в том же институте, а затем деканом геологического факультета, а впоследствии заместителем директора Московского геологоразведочного университета, он накануне Отечественной войны открыл на Урале и в Средней Азии залежи урана.

С августа 1945 года Антропов был участником атомного проекта, принимал прямое участие в создании атомного оружия, а параллельно с ним и атомной энергетики. Он лично отвечал за разведку и добычу запасов урановых и ториевых руд на территории Советского Союза и стран Восточной Европы.

Или скажем отметивший в этом месяце уже 91 год, Евгений Александрович Козловский, который окончил тот же Московский геологоразведочный им. С. Орджоникидзе ещё в 1953 году. - выдающийся советский и российский геолог, министр геологии СССР, Лауреат Ленинской премии и двух Государственных премий Российской Федерации, доктор технических наук, профессор, вице-президент РАЕН и академик Международной академии минеральных ресурсов. Благодаря ему, например, появилась Кольская сверхглубокая. В результате для нас эволюция земли стала более понятной. Кстати, этот проект попал даже в книгу рекордов Гиннеса.

Был и такой вопрос: «Геологические факультеты сегодня есть в разных Вузах страны, но в чем уникальность МГРИ?».

МГРИ – по словам профессора Елены Зевелёвой, уникальное учебное заведение. Действительно, геологические факультеты есть в разных Вузах страны. Но только в МГРИ, как говорят студенты, можно стать истинным МГРИшником, прикоснувшись к традициям и истории университета. Один только список "золотого выпуска" - 1932 года, давшего впоследствии геологической истории выдающиеся имена первооткрывателей месторождений, академиков, докторов наук, профессоров, говорит об огромном, неоценимом вкладе в развитие геологической отрасли России и мира.

При этом, до перехода к рынку, государственная геологическая отрасль решала глобальные задачи исследования и развития малоизвестных регионов Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, формируя новые промышленные центры на базе открытых месторождений. "За нами встают города", - говорили тогда геологи. Опережающая подготовка минерально-сырьевой базы позволила в то время провести индустриализацию СССР и обеспечить достойный уровень социально-экономического развития страны.

А что касается дня сегодняшнего, то возьмем, к примеру, одну важную проблему - загрязнения Мирового океана пластиком. И это проблема не только нашей страны. Уже во всем мире известен пластиковый остров, плавающий в Тихом океане. Пластик не природный элемент и разлагается очень медленно. Некоторые виды пластика могут разлагаться более 400 лет. К тому же он токсичен. Морские животные и птицы часто путают частицы пластика с планктоном и съедают его. Недавно обнаружился факт, что пластик может вызывать хронический голод у животных, и они могут его есть очень много в итоге это приводит к смерти. Поэтому так важно внедрять технологии по его переработки.

Таким образом, главной чертой профессии геолога сегодня мы видим, по словам Елены Зевелёвой, что специфика горно-геологической деятельности ныне связана с необходимостью принятия порой нестандартных решений, с высокопрофессиональными и научными знаниями и компетенциями, с умением быть стрессоустойчивым, выражать поддержку своим коллегам будь то в полевых условиях или внутри организации…. При этом одной из главных черт профессии геолога – было и есть чувство коллектива, команды, преданность профессии и своему делу на благо Родины. ..

С рудознатцами все стало ясно и понятно. А как же вторая часть мастер-класса «Поэтом тоже можешь быть!».

Заведующая кафедрой гуманитарных наук МГРИ Елена Зевелева рассказала о многогранной культурно – массовой и творческой работе, которая ведется в университете: это и Молодежный центр кафедры гуманитарных наук, творческая студия профкома, многочисленные кружки и клубы по интересам, проведение вечеров, исторических реконструкций…

Так, к юбилею Победы МГРИ опубликовал книгу «Наш бессмертный полк. МГРИшники в годы Великой Отечественной войны», о которой уже рассказано на страницах портала Сводка+ (Вспомним о геологах Бессмертного полка).

С огромным интересом все участники посмотрели видеоролики – презентации победителей студенческого творческого конкурса МГРИ: песни военных лет в исполнении студентов-первокурсников – Романа Ткаченко, Анны Давыдовой, Дмитрия Батикова, стихотворение в исполнении Валерии Кольцовой.

Москвичка Анна Давыдова, студентка гидрогеологического факультета МГРИ , например, исполнила песню «Журавли» композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова, изданию которой её авторы предпослали посвящение: «Марку Бернесу, для которого эта песня стала последней». А Роман Ткаченко, который пока находится на удалении у себя дома в Волгоградской области, представил своё исполнение легендарной «Землянки» («Бьётся в тесной печурке огонь…»).

Это была одна из самых популярных песен времён Великой Отечественной войны на музыку Константина Листова и стихи Алексея Суркова, которая пошла по всему фронту. Её исполняли солдаты, фронтовые творческие коллективы, в том числе она вошла в репертуар знаменитой Лидии Руслановой. Первокурсник Роман Ткаченко впервые исполнил «Землянку» накануне юбилея Победы на сцене того самого Дома культуры, в котором его земляки провожали уходивших на фронт его прадеда и других земляков.

Эти ролики прошли также в финал конкурса МГО профсоюза работников образования и науки, окончательные итоги которого будут подведены в ближайшее время.

МГРИ всегда был богат талантами, сказала в заключении Елена Зевелёва. Это и знаменитый московский «Театр на досках» под руководством известного политолога, режиссёра и драматурга, выпускника МГРИ Сергея Кургиняна. Ребята вспоминали, что актёры этого театра – регулярные гости творческих встреч, проводимых кафедрой гуманитарных наук. Не забыли и выпускника МГРИ – талантливого журналиста, писателя и общественного деятеля Павла Гусева, руководителя холдинга «Московский комсомолец», а также одного из создателей Яндекса Илью Сегаловича.

По просьбе слушателей Елена Зевелёва рассказала и о своих произведениях – романах, получивших большую известность. Это и написанная вместе с её мужем Александром Сапсаем трилогия «Семейная реликвия», и только что выпущенный историко-приключенческий роман «Последнее сражение московского мстителя», рецензия на который только что вышла в популярном журнале «Дилетант», а также на нашем портале (Хороший роман - это всегда "машина времени").

В заключение мастер-класса Елена Зевелёва подчеркнула, что в каждом человеке есть творческое начало, нужно только суметь его не пропустить и развить. В качестве примера она предложила всем вместе написать рассказ, начало которого она сама предложила собравшимся. В итоге получилась интересная и неожиданная фабула, и развязка остросюжетной истории, сконструированной всеми участниками мастер-класса минувшей «Субботы московского школьника» во МГРИ.