К итогам Всероссийского семинара-совещания председателей вузовских профсоюзных первичек

В рамках реализации социального партнёрства между Общероссийским Профсоюзом образования, министерством просвещения Российской Федерации и министерством науки и высшего образования Российской Федерации в середине октября 2020 года проходил X Всероссийский семинар-совещание председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов, представителей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, курирующих вопросы профессионального образования на тему "Основные тенденции развития профессионального образования".

В мероприятии приняли участие более 200 человек - председатели и заместители председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов из 146 высших учебных заведений страны, 30 представителей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза из всех федеральных округов России.

Перед участниками семинара-совещания выступили Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова, заместитель председателя Профсоюза Вадим Дудин, председатель Координационного совета председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов Профсоюза Магомед Магомедов, специалисты центрального аппарата Профсоюза.

Также в семинаре-совещании активное участие приняли социальные партнёры Профсоюза: представители Минобрнауки России, Минпросвещения России и ректорского сообщества страны.

В первый день онлайн-встречи с информацией о реализации государственной политики в сфере высшего образования выступил заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев. Он поприветствовал собравшихся от имени министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Фалькова, отметив, что "нынешняя непростая обстановка - не повод прекращать наши совместные усилия по совершенствованию системы высшего образования, системы социального партнёрства по защите прав участников образовательного процесса, по созданию тех условий, которые только и могут привести нас вместе к достижению национальных целей развития, которые поставил президент Российской Федерации в своём указе".

Выступление заместителя министра было посвящено ключевым проблемам и изменениям в работе образовательных организаций высшего образования в условиях сложной эпидемиологической ситуации в стране. Дмитрий Афанасьев выразил надежду на постоянную коммуникацию с Профсоюзом в поиске решений сложных вопросов, подтвердив готовность советоваться, использовать экспертное мнение и профсоюзные предложения в работе ведомства. Он поблагодарил Профсоюз за совместную работу и активное участие в разработке документов и разъяснительную деятельность, отметив высокую роль профсоюзных организаций вузов по контролю действий администрации при соблюдении мер безопасности в вузах, что в будущем должно позволить избежать роста распространения заболеваемости среди студентов, преподавателей и сотрудников.

Кроме этого, заместитель министра ответил на вопросы участников онлайн-совещания, в том числе о методике распределения контрольных цифр приёма на обучение за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета на конкурсной основе, и, как следствие, ослаблении ряда региональных вузов и усилении разрыва между ними, участии вузов в программе стратегического академического лидерства и многие другие.

По итогам обсуждения была достигнута договорённость о предоставлении Профсоюзу перечня нормативных правовых актов, которые находятся в завершающей фазе обновления и утверждения, с целью получения экспертного профсоюзного мнения и применения в работе первичными профсоюзными организациями.

В рамках семинара-совещания также обсуждались вопросы соблюдения трудовых прав работников в условиях дистанционного режима работы и проведения других мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции, а также организация обучения в образовательных организациях высшего образования и действия Общероссийского Профсоюза образования в условиях пандемии.

Как показал мониторинг, проведённый КСП Профсоюза, в большинстве вузов при организации учебного процесса соблюдаются правила профилактики новой коронавирусной инфекции. Вместе с тем в 14% образовательных организаций выявлена нехватка средств индивидуальной защиты, предоставляемых вузом для обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности рабочих мест преподавателей. Это связано с отсутствием целевого финансирования на реализацию антиковидных мероприятий по аналогии с финансированием противопожарных мероприятий. В результате совещания была достигнута договорённость о том, что вузы, имеющие дефицит средств для организации учебного процесса в соответствии с правилами профилактики новой коронавирусной инфекции, имеют возможность подать заявку на выделение дополнительного финансирования для реализации мер по предотвращению и профилактике распространения новой коронавирусной инфекции.

Во время диалога с заместителем министра науки и высшего образования Российской Федерации Андреем Омельчуком члены КСП Профсоюза обсудили вопросы финансирования основных направлений деятельности вузов, нормирования и оплаты труда в образовательных организациях высшего образования, включения в эффективный контракт руководителей вузов такого показателя, как доля профессорско-преподавательского состава, который получает среднюю заработную плату на уровне 200% и более от средней заработной платы по экономике региона, изменения практики заключения краткосрочных трудовых договоров с работниками из числа профессорско-преподавательского состава в образовательных организациях высшего образования и возможность регулирования таких вопросов в Отраслевом соглашении и коллективных договорах вузов.

В ходе дискуссии шла речь и о повышении качества договорного регулирования, ведомственной регистрации коллективных договоров, проблемах финансирования деятельности ведомственной лаборатории анализа эффективности коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, а также о возможности использования средств субсидии на выполнение государственного задания на финансирование объектов социальной инфраструктуры вузов (санаториев-профилакториев, баз отдыха и т.п.).

На онлайн-встрече членов Координационного совета председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов Профсоюза совместно с президентом Южного федерального университета Мариной Боровской были рассмотрены состояние процесса внедрения и реализации системы "эффективного контракта" в вузах, результаты социологического исследования мнения преподавательского сообщества об итогах и перспективах его внедрения.

В рамках Всероссийского семинара-совещания социальные партнёры затронули вопросы реализации Отраслевого соглашения и совершенствования договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях высшего образования. С целью подготовки проекта нового Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021-2023 годы, состоялось обсуждение проекта соглашения в рабочих группах, в ходе которых были проанализированы предложения первичных профсоюзных организаций работников вузов.

Большое внимание на онлайн-совещании было уделено результатам и ходу реализации мероприятий федеральных проектов, входящих в национальный проект "Образование" (в части высшего образования).

О реализации федеральных проектов "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", "Новые возможности для каждого", "Экспорт образования", а также едином национальном проекте в сфере науки и высшего образования "Наука и университеты" участникам семинара рассказал заместитель директора Департамента проектной деятельности Минобрнауки России Иван Ефремов.

Вопрос функционирования вузов, как сетевого академического взаимодействия между университетами, индустриальными партнёрами и научными организациями при разработке и реализации программ опережающего спроса был подробно освещён директором Международной академии бизнеса Mendeleev, советником ректора Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева Александром Жидковым.

В заключительный день работы онлайн-совещания члены КСП Профсоюза, представляющие педагогические вузы страны, совместно с директором Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Минпросвещения России Андреем Милёхиным поговорили о функционировании отраслевых вузов, развитии педагогического образования и включении таких вузов в систему профессионального развития педагога.

Заместитель начальника отдела кадрового администрирования и охраны труда Минобрнауки России Василий Антонов рассказал участникам семинара об изменениях в нормативном правовом регулировании по вопросам охраны труда в образовательных организациях высшего образования. Подробно были рассмотрены изменения в процедуре проведения медицинских осмотров, финансовое обеспечение предупредительных мер по охране труда в 2020 году, а также вопросы системы управления охраны труда и оценки профессиональных рисков.

Активное участие во Всероссийском семинаре-совещании приняла председатель профкома МГРИ профессор Зевелева Е.А. В целях недопущения увеличения риска заболевания новой коронавирусной инфекцией работа семинара-совещания проводилась в онлайн-режиме.

В ходе семинара-совещания его участники также обсудили итоги внедрения новой модели аттестации кадров высшей квалификации, складывающиеся практики реализации организациями права самостоятельного присуждения учёных степеней, модернизации аспирантуры, а также вопросы развития системы профессиональных квалификаций в сфере образования, применения профессионального стандарта в образовательных организациях высшего образования и совмещения процедуры аттестации обучающихся и независимой оценки квалификации.

Участники онлайн-мероприятия совместно со специалистами аппарата Общероссийского Профсоюза образования говорили и о внутрисоюзной работе - подробно был рассмотрен проект ""Профсоюзное образование": новый образ Профсоюза" и участие в нём первичных профсоюзных организаций работников вузов.

Впервые за 10 лет в связи с эпидемиологической ситуацией в стране традиционный формат Всероссийского семинара-совещания изменился, он прошёл в онлайн-режиме. И как показали три дня интенсивной работы, подобный формат взаимодействия не отразился на качестве предлагаемого материала и актуальности обсуждаемых проблем. Мероприятия семинара прошли с пользой, как для представителей Профсоюза, так и для многочисленных социальных партнёров.

Несмотря на сложности применения интерактивных методов коммуникации в дистанционном формате, участники семинара-совещания отметили, что онлайн-мероприятие состоялось в форме живого диалога с представителями отраслевых министерств и вузов по текущим проблемам в сфере высшего образования.