Льняной комплекс России оказался под прессингом геополитики

На днях правительство РФ приняло очередное постановление о поддержке льноводства и льнопереработки. Оно предусматривает частичную компенсацию потерь доходов хозяйств/предприятий при производстве пряжи и смесовой ткани с содержанием льна. Размер субсидии составит до 15 % стоимости килограмма реализованной пряжи с содержанием льна, или — до 30% от стоимости квадратного метра проданной льносодержащей ткани (подробнее см. https://www.souzlegprom.ru/ru/press-tsentr/novosti/novosti-otrasli/4855-pravitelstvo-rossii-utverdilo-poryadok-predostavleniya-subsidij-dlya-podderzhki-predpriyatij-lnyanoj-otrasli.html ).

Но, если государство уже который год считает эту отрасль перспективной для внутреннего и внешнего рынков, тогда почему в постановлении сказано о неких «потерях»?
Вопросы реализации госпрограммы по развитию льноводства-льнопереработки были подробно обозначены на совещании с участием Президента РФ В.Путина еще в начале июня с.г. Внутри-, внешнеэкономические и экологические преимущества возрождения льноиндустрии были изложены на этом форуме гендиректором ХБК «Шуйские ситцы» (Ивановская область) Анной Богаделиной. Президент РФ поддержал высказанные предложения (см. https://www.souzlegprom.ru/ru/press-tsentr/publikatsii/4699-subsidii-dlya-legproma.html ).

Вопросы комплексного — системного развития льняного комплекса, напомним, давно проработаны в рамках СОЮЗЛЕГПРОма, отражаются в выступлениях президента Союза А.Разбродина, многих других экспертов отрасли. Эта проблематика была в числе основных тем деловой программы недавней международной выставки «ИНТЕРТКАНЬ 2020. Осень» (см. https://www.souzlegprom.ru/ru/press-tsentr/tochka-zreniya/4848-v-tsvk-ekspotsentr-vystavochnyj-sezon-otkrylsya-vystavkoj-intertkan-kotoraya-proshla-s-15-po-17-sentyabrya.html ).

И что же? Почему упомянутое постановление правительства апеллирует, фактически, к «убыточности» производства льнотканей? И почему указаны незначительные компенсации выпадающих доходов профильных предприятий?

Похоже, ответ здесь вытекает из льготных условий сбыта (так называемый «зеленый коридор») хлопкосодержащей продукции Узбекистана в РФ, предоставленных узбекской стороне со второй половины 2010-х. При том, что Узбекистан не участвует в ЕАЭС. Так что эти льготы обусловлены, скорее всего, очевидными внешнеполитическими факторами.

В то же время, многие текстильные предприятия РФ не единожды обращались в профильные федеральные ведомства и в СОЮЗЛЕГПРОМ в связи с тем, что льготные условия для сбыта этой узбекистанской продукции усугубляют и без того неконкурентоспособную ситуацию для аналогичных предприятий РФ (ввиду преобладающего импорта, в т.ч. нелегального, тканевой и смежной продукции).

Но, по всей видимости, та же ситуация сохраняется, если не ухудшается.

А объяснение некоей «убыточности» льняной отрасли прозвучало на состоявшихся в Госдуме РФ 28 ноября 2019 г. слушаниях «Проблемы развития Нечерноземья в возрождение льноводства в России». Среди главных причин убыточности льняного сегмента — это односторонние преференции узбекистанской продукции в РФ. Хотя аналогичными преференциями в Узбекистане продукция российского легпрома, в т.ч. льняной отрасли, пока не располагает.

Например, Е.Кореньков, представитель профильного департамента Минпромторга РФ, вполне конкретно разъяснил в ходе упомянутых слушаний: «…Меры государственной поддержки, которые сейчас существуют в Узбекистане, с точки зрения ограничения поступления сюда хлопка, показывают следующую ситуацию. Предлагая нам на рынок уже готовую хлопчатобумажную пряжу, — в сравнении со стоимостью хлопка (смешно !) разница – в 10–15%». То есть, происходит намеренное занижение цен на эту продукцию для её «утверждения» на российском рынке. Но «к чему это приводит? К тому, что нам сейчас производить пряжу на территории РФ в любой зоне – Черноземной, Нечерноземной – просто невыгодно. Она в любом случае будет дороже процентов на 15–20, а то и на 30, чем та субсидированная пряжа, поставляемая Узбекистаном».

И потом, — не менее 242 млн. рублей планируется на финансирование «Комплексной программы поддержки производства изделий из льна на период до 2025 года». Но в этой сумме не учитывается всё менее стабильный валютный курс рубля, что влечёт за собой зигзаги цен на все составляющие производства сырьевой, промежуточной и готовой продукции российского легпрома (и, конечно, не только легпрома). А ввиду продолжающегося снижения мирового спроса и, стало быть, цен на нефть и газ, к которым накрепко привязан рубль, — резонно предвидеть дальнейшее обесценивание рубля к инвалютам. И, следовательно, дальнейший рост цен и тарифов в стране. Независимо от спроса и предложения на товары или услуги.

Таков, словом, контекст «убыточности» — вынужденной убыточности льняной индустрии. А столь незначительные компенсационные субсидии, вероятно, нацелены на то, чтобы производство льняных тканей не превышало конкурентоспособность импорта узбекской пряжи?..

Артем Алексеев